Любая выставка вооружений – это витрина оборонной промышленности той страны, в которой она проводится. Китайские витрины от года к году становятся все более обширными и «богатыми». |
Правда, показная красивость и мишура витрины часто не дает представления о реальном положении дел в промышленности, о реальных, а не рекламных характеристиках демонстрирующихся образцов. Для китайских выставок это особенно характерно. Часто о том или ином образце боевой техники, очень похожем на ранее созданный в другой стране, вам скажут лишь то, что он по всем показателям на голову превосходит прототип. Но так ли это на самом деле понять невозможно, ведь все то, что связано с Вооруженными Силами, оборонной промышленностью и вооружениями в КНР традиционно покрыто плотной завесой секретности. Тем не менее прогресс китайских оружейников – налицо, хотя и не все у них идет так гладко, как им хотелось бы.
КИТАЮ НУЖНЫ РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
На выставке Airshow China 2010 китайцы открыто говорили отечественным двигателистам, что пять лет в запасе у них еще есть, раньше этого срока выдать на-гора реально жизнеспособные авиадвигатели для истребителей семейства Су-27 (в первую очередь – для их китайских копий), а также машин легкого класса, в частности JF-17, в КНР не смогут. Прошло четыре года, однако пока значительного прогресса в этом направлении не наблюдается. Закупки российских двигателей продолжаются, китайский перспективный истребитель J-31, впервые представленный на выставке Airshow China 2014, летает с российскими моторами РД-93.
Глава делегации «Рособоронэкспорта» на Airshow China 2014 Сергей Корнев демонстрирует представителям китайского ОПК российскую экспозицию. |
«Китайская промышленность тоже делает двигатели, но их по-прежнему интересуют авиадвигатели российского производства, – говорит начальник департамента ВВС, глава делегации ОАО «Рособоронэкспорт» на Airshow China 2014 Сергей Корнев. – Все контракты, которые мы заключили, выполняются. Готовится новый пакет контрактов по двигателям АЛ-31ФН и Д-30КП2. В этом отношении у нас очень плотное взаимодействие, по существу, произошло реальное разделение труда – наши двигатели стали важным компонентом китайских самолетов. Нам это сотрудничество выгодно и мы будем его дальше продолжать».
То есть Китаю по-прежнему нужны наши высокие технологии. России также необходимо воспользоваться китайскими достижениями, в первую очередь – в сфере микроэлектроники. Поэтому взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество между нашими странами, заметно сократившееся в середине 2000-х гг., вновь набирает обороты.
«Продолжая оставаться одним из основных покупателей российской военной продукции, в настоящее время Китай сам становится крупным экспортером вооружений. Во многом именно поэтому наметилась тенденция перехода от поставок готовых образцов вооружений к совместным разработкам новой военной техники. Думаю, что такое взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами будет развиваться и впредь», – сказал Сергей Корнев.
По его словам, «Рособоронэкспорт» не боится на китайском рынке конкуренции со стороны Европы и США. «Примечательно, что на Airshow China 2014 западные фирмы демонстрировали только свои гражданские разработки», – отметил Сергей Корнев.
Однако стоит отметить, что дальнейшее развитие ВТС между РФ и КНР беспокоит Запад. Ведь промышленная мощь Китая, дополненная нашими технологиями и природными ресурсами, в недалеком будущем выведут Поднебесную в ранг супер-державы, полноценного конкурента и соперника США. В Вашингтоне очень боятся посягательств на свой статус гегемона планетарного масштаба и главную угрозу ему видят именно в КНР. Этим в значительной степени объясняется и та война, которую США сегодня объявили России. Ее основная цель – лишить Москву права на самостоятельное ведение внешней политики, навсегда подчинить ее западному диктату, исключив тем самым невыгодные США направления российского ВТС. А инструментов для решения этой проблемы у Вашингтона много. Одним из них стала Украина.
ГЛАВНЫЙ ПРЕТЕНДЕНТ
В ходе Airshow China 2014 Россия впервые вживую продемонстрировала в китайском небе самый совершенный самолет четвертого поколения Су-35.
Су-35 в небе Чжухая. В кабине – Заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой Российской Федерации Сергей Богдан. |
После того как Су-35С поступил на вооружение ВВС РФ и началось его серийное производство, «Рособоронэкспорт» совместно с компанией «Сухой» сформировал большую программу продвижения этого самолета на международные рынки. Первым зарубежным покупателем этой машины, по всей видимости, станет как раз Китай. Для КНР эта машина представляет значительный интерес, несмотря на то, что КНР располагает собственной мощной авиапромышленностью и уверенно демонстрирует ее успехи в ходе домашних и зарубежных авиасалонов. Между РФ и КНР в январе 2013 г. было подписано межправительственное соглашение по программе поставок самолета Су-35, однако контракта пока нет. В официальных сообщениях о потенциальном контракте подчеркивается, что он будет «поставочным», то есть речь о лицензионной сборке Су-35 в Китае не идет, все самолеты будут изготавливаться на заводе компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре.
На сегодняшний день Су-35 (в варианте для ВВС РФ – Су-35С) – это вершина эволюции истребителей семейства Су-27. Су-35 обычно относят к поколению «4++», то есть по уровню своих тактико-технических характеристик он фактически на голову превосходит самолеты четвертого поколения того периода, когда они только начали поступать на вооружение строевых частей ВВС, и по многим характеристикам соответствует тому уровню, который предъявляется к истребителям пятого поколения. Тут стоит напомнить, что первые серийные Су-27 начали эксплуатироваться в ВС СССР в 1982 г. – уже более 30 лет назад.
Стартовым заказчиком самолета выступили ВВС России. В 2009 г. был подписан государственный контракт на закупку 48 самолетов Су-35С для российского Минобороны. До 2020 г. ВВС планируют закупить в общей сложности около 90 машин этого типа.
Второй китайский истребитель пятого поколения J-31 «Кречет» был впервые продемонстрирован широкой публике в ходе авиасалона Airshow China 2014. Планируется, что этот многофункциональный самолет будет поставляться как ВВС НОАК, так и на экспорт. |
В ходе летных испытаний были полностью подтверждены основные летно-технические характеристики машины и комплекса бортового оборудования, а также характеристики сверхманевренности, проверены устойчивость и управляемость, подтверждены параметры силовой установки и работоспособность навигационной системы. Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч, на высоте – 2400 км/ч, потолок – 18 тыс. м. Дальность обнаружения целей бортовой радиолокационной системой управления (она представляет собой многофункциональную систему Х-диапазона на базе фазированной антенной решетки с электронным управлением лучом) в режиме «воздух-воздух» превышает 400 км, что существенно больше, чем у стоящих на вооружении самолетов. РЛСУ позволяет одновременно сопровождать до 30 воздушных целей и обстреливать восемь их них, сопровождать четыре и атаковать две наземные цели, одновременно осуществлять обзор воздушного и наземного пространства. Бортовая ОЛС (оптико-локационная станция) позволяет обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 км.
Комплекс бортового оборудования Су-35, интегрированный на базе информационно-управляющей системы (ИУС), построен с применением резервированных многопроцессорных вычислительных систем и высокоскоростных каналов информационного обмена. Он обеспечивает функции комплексной гипотезной обработки информации, получаемой от обзорно-прицельных систем, и интеллектуальную поддержку пилота при решении сложных задач боевого применения. На Су-35/Су-35С широко используются технологии обеспечения ситуационной осведомленности в сферическом информационном поле и в реальном масштабе времени за счет использования возможностей комплекса средств связи, радиолокационных, оптико-электронных обзорных и разведывательных систем самолета, а также наземных систем управления различного уровня. Другими словами, борт Су-35, созданный с использованием самых передовых информационно-технологических решений, фактически полностью соответствует уровню пятого поколения, одна из важнейших особенностей которого – встраиваемость боевой единицы в единую систему боевого управления.
Главнокомандующий ВВС НОАК генерал-полковник Ма Сяотянь в ходе посещения экспозиции Концерна ПВО «Алмаз – Антей». Давал пояснения высокому гостю заместитель генерального директора Концерна ПВО «Алмаз – Антей» по внешнеэкономической деятельности Вячеслав Дзиркалн. |
Кроме того, Су-35 оснащен теми же двигателями («изделие 117С») с поворотным вектором тяги, которые будут устанавливаться на истребитель пятого поколения Т-50 на первом этапе его жизни.
По своим характеристикам, возможностям БРЭО и составу авиационных средств поражения Су-35 превосходит другие машины четвертого поколения. Кроме того, по оценкам экспертов, он может эффективно противодействовать и истребителям пятого поколения – F-22A и F-35.
Все это говорит о том, что Су-35, как и другим самолетам «продвинутого» четвертого поколения, предстоит еще значительное время присутствовать на рынке боевой авиации и в составе ВВС разных стран.
Как отметил Сергей Корнев, «в КНР понимают, что Су-35 – на сегодняшний день лучший истребитель четвертого поколения». А это значит, что контракт на поставку Поднебесной этого самолета обязательно состоится.
В целом, по словам Сергей Корнева, «у «Рособоронэкспорта» очень серьезные планы по Азиатско-Тихоокеанскому региону, и мы рассчитываем, что Су-35 будет поставлен и в другие страны, после того как будет реализован такой проект с Китаем».
Слет «Птеродактилей» На Airshow China 2014 можно было увидеть сразу два варианта ударного БЛА Wing Loong I (также известен как «Птеродактиль»), разработанного компанией Chengdu Aircraft Company (CAC, подразделение AVIC), с устанавливаемым комплектом средств наблюдения и авиационными средствами поражения (АСП), ряд из которых демонстрировался впервые. Один из них был показан на демонстрационной площадке AVIC, второй – в составе экспозиции ВВС НОАК в штатной армейской окраске. Согласно информации AVIC, максимальная взлетная масса Wing Loong I составляет 1200 кг, практический потолок – 6 тыс. м. Максимальная полезная нагрузка – 200 кг. БЛА оборудуется станцией оптоэлектронной разведки LE380 Loong Eye с электронно-оптическими/ИК камерами. По информации разработавшего ее Лоянского исследовательского центра оптико-электронных технологий (LOEC), диаметр LE380 составляет 380 мм, высота – 555 мм, масса – 39 кг. Стабилизированная станция позволяет вести наблюдение в секторе 360 град. по азимуту и от -130 до 30 град. по углу места. В носовой части может быть установлена РЛС с синтезированной апертурой DH-3010, которая позволит БЛА идентифицировать и сопровождать цели при неблагоприятных условиях наблюдения, включая толстый слой облаков, туман и дым. Характеристики РЛС не раскрываются. В экспозиции AVIC в числе АСП, совместимого с аппаратом Wing Loong I, были продемонстрированы бомба малого диаметра LS-6-50 (калибр – 50 кг) разработки LOEC, трехпозиционный пилон с новыми 16-кг ракетами TL-2 класса «воздух-земля», бюджетная 50-кг фугасная бомба CS/BBE2 корпорации NORINCO. В ВВС НОАК БЛА Wing Loong I носит обозначение Gongji-1. На демонстрационной площадке военных беспилотник красовался с противотанковой ракетой класса «воздух-земля» HJ-10 от NORINCO на подкрыльевых пилонах. Также в состав его вооружения была включена новая 100-кг УАБ с лазерным наведением GB100 корпорации NORINCO. В мае 2014 г. стало известно, что БЛА Wing Loong I закупила Саудовская Аравия.
|
ЗАДАЧИ КОНЦЕРНА ПВО «АЛМАЗ – АНТЕЙ» В КНР: СЕРВИС И МОДЕРНИЗАЦИЯ
В ходе выставки Airshow China 2014 заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности Концерна ПВО «Алмаз – Антей» Вячеслав Дзиркалн рассказал о работе делегации Концерна на выставке и о перспективах военно-технического сотрудничества с КНР.
— Вячеслав Карлович, какова основная цель работы делегации Концерна на Airshow China 2014?
— Хочу отметить, что Концерн традиционно участвует во всех выставках Airshow China. В этом году мы здесь уже в десятый раз. Причем участие Концерна всегда достаточно масштабное. В этом году наша экспозиция занимает площадь 90 квадратных метров. Это при том, что выставка изначально является авиационной, но сегмент средств ПВО достаточно широко здесь представлен. Поэтому мы с удовольствием здесь работает.
Как известно, в Китай поставлены ЗРС С-300ПМУ-2, а также комплексы «Тор-М1». Поэтому основная цель работы делегации Концерна на этой выставке – показать варианты модернизации «Торов», которые находятся в эксплуатации в НОАК уже более 10 лет, и наши возможности по организации технического обслуживания комплексов «Тор-М1» и систем С-300ПМУ-2 на территории КНР. Другими словами, речь идет о создании сервисных центров в стране, и мы ведем активные консультации с нашими китайскими партнерами по этому вопросу.
Спецвыпуск журнала National Defense к выставке Airshow China 2014 на стенде Концерна ПВО «Алмаз – Антей». |
Все это делается в рамках предоставленного Концерну в 2007 году права на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности в части поставки запасных частей и сервисного обслуживания. Каковы наши успехи в этом направлении? За 2013 год мы оказали услуг и поставили продукции военного назначения на $46 млн. Для такой организации, как Концерн ПВО «Алмаз – Антей», это достаточно скромная цифра, но по динамике наблюдается прогресс – в 2007 году эта сумма составляла всего $2 млн.
На сегодняшний день, за три квартала 2014 года сумма, вырученная за оказание услуг и поставку продукции военного назначения, составляет $60 млн. Это при том, что в отношении Концерна были введены самые жесткие санкции, и определенные проблемы они нам создали. Но мы на этом не зацикливаемся и считаем, что даже в тех рамках, в которые пытаются поставить нас наши «друзья», мы сможем выполнить все стоящие перед Концерном задачи.
В настоящее время исполняется 26 контрактов, мы работаем с девятью странами, суммарная стоимость этих контрактов – более $300 млн. Речь идет в том числе и о «долгоиграющих» контрактах, которые переходят из года в год.
Сейчас у нас в проработке 33 контракта с 13-ю государствами, стоимость которых может превысить $500 млн. В первую очередь – это проекты по модернизации техники и созданию сервисных центров. То есть это серьезные, объемные работы, которые обеспечат бесперебойную работу поставленной техники и дадут возможность нашим партнерам самостоятельно на своей территории осуществлять большую часть работ по ремонту, модернизации и бесперебойной эксплуатации техники.
— Сервисные центры в Китае – это будут филиалы Концерна ПВО «Алмаз – Антей» с российским персоналом или китайские предприятия?
— Это будут китайские предприятия, оснащенные с помощью Концерна: мы предложим варианты оборудования, необходимого для проведения сервисного обслуживания и ремонта. А работы по модернизации, конечно, будут проводиться российскими бригадами – с привлечением китайских специалистов.
— В какой стране откроется следующий новый сервисный центр «Алмаза – Антея»?
— В ближайшее время мы планируем посетить Вьетнам. Вообще, создание сервисных центров оправдано в тех странах, где имеется достаточное количество нашей техники. Исходя из этого и можно говорить о перспективах создания сервисных центров. Также могу сказать, что в этом направлении мы обязательно будем работать с Алжиром и Индией.
— Казахстан входит в число перспективных с точки зрения создания сервисцентров стран?
— Казахстан еще со времен СССР сохранил определенные мощности, сейчас нужно просто провести работу по адаптации этих мощностей для обслуживания новых средств ПВО. Такие работы будут вестись.
— Китай развернул производство комплекса HQ-17, который представляет собой нелицензионную копию ЗРК «Тор-М1». Создает ли это проблемы для внешнеэкономической деятельности Концерна?
— Глубокого анализа того, насколько полным копированием «Тора» является HQ-17 мы не проводили, но наверняка какие-то технические решения были заимствованы. Главная проблема в данном случае – это цена. Так уж повелось, что продукция, которую китайские оружейники представляют на международных рынках, имеет существенное конкурентное преимущество – дешевизну. Нужно понимать, что есть покупатели, которых в первую очередь интересует низкая стоимость вооружений. Что же касается тактико-технических характеристик, то без сомнения российские системы ПВО превосходят зарубежные копии. При этом стоит отметить, что комплекс «Тор» развивается и тем самым превосходит конкурирующие изделия не только за счет более низких характеристик у копий, но и за счет внедрения в его конструкцию передовых технических решений.
— Известно, что свои варианты модернизации комплексов ПВО советской разработки предлагает не только Россия, но и другие страны, например, Белоруссия, Украина. Как правило, такие разработки стоят дешевле, чем российские варианты модернизации. Не опасаетесь ли вы конкуренции со стороны этих стран?
— Действительно, свои варианты модернизации наших систем предлагают некоторые страны. И это не только Белоруссия и Украина, но, например, и Израиль. Но мы настойчиво объясняем нашим партнерам, что кроме разработчика, создавшего комплекс, никто не сможет лучше его модернизировать. Мы ведь не просто предлагаем готовый вариант модернизации, мы даем возможность заказчику выбрать необходимый ему перечень работ, в том числе и по ценовому параметру, из всего спектра мероприятий по модернизации, разработанных нашими специалистами.
Еще один ответ «Хищнику» Ударный БЛА CH-4, разработанный Китайской академией авиационной аэродинамики (CAAA), был продемонстрирован ВВС НОАК в ходе международных учений Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2014», проходивших в августе на территории Внутренней Монголии. CH-4 оборудован четырьмя точками подвески, позволяющими нести две УР малой дальности класса «воздух-земля» AR-1 с лазерным наведением и две малые управляемые авиационные бомбы FT-5. В ходе учений «Мирная миссия-2014» CH-4 применялся совместно с ударными вертолетами Z-10 и Z-19 и сумел поразить все назначенные цели. |
«РОСТЕХ»: НОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ходе салона Airshow China 2014 Госкорпорация «Ростех» и входящие в нее холдинги подписали четыре важных соглашения с китайскими компаниями: с Авиастроительной корпорацией Китая (AVIC), Китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности (CASIC), а также дочерними компаниями крупнейшей китайской корпорации в области радиоэлектронных технологий China Electronics Technology Group Corporation – CETC International (CETCI) и Nanjing LES Information Technology (LES).
«Мы вышли на новый уровень взаимодействия с китайскими партнерами в самолетостроении, вертолетостроении, двигателестроении, производстве авиационных материалов, бортового радиоэлектронного оборудования, космической сфере и ряде других областей, – отметил по этому поводу замглавы «Ростеха» Николай Волобуев. – Сотрудничество с китайскими корпорациями предполагает взаимное содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, торговле и инвестициям. Это открывает предприятиям «Ростеха» широкий спектр возможностей и будет способствовать уверенному выходу на новые международные рынки».
Замглавы «Ростеха» Николай Волобуев в ходе подписания соглашения с корпорацией CASIC. |
Подписанные соглашения имеют в основном практический характер. Так, входящий в «Ростех» холдинг «Росэлектроника» и LES договорились о совместном участии дочернего ОАО «Азимут» и китайских компаний в проектах по оснащению гражданских и военных аэропортов. Партнерство предусматривает организацию в Китае совместного производства инструментальных систем посадки, автоматических радиопеленгаторов, дальномерных систем навигации, радиомаяков и радиостанций передачи данных. В перспективе на территории России может быть организовано производство систем радиолокации, позволяющих пилотам самолетов и диспетчерам на наземном пункте «видеть» трафик движения воздушных судов с большей точностью.
Соглашение «Росэлектроники» и СЕТСI предполагает сотрудничество в сфере разработки и производства специальных источников питания и электронно-компонентной базы (ЭКБ). В настоящее время объем экспорта в Китай продукции, выпускаемой предприятиями холдинга, уже составляет около $15 млн., причем основная часть продаж приходится на готовые изделия ЭКБ: герконы, коммутационные изделия, рентгеновские трубки, транзисторы и т.д. Импорт в то же время в основном составляют сырье и материалы.
С китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности CASIC сотрудничество будет осуществляться в сфере электроники, оптоэлектронных приборов, комплексных систем управления безопасностью «Умный город», двигателестроения, композиционных материалов и в других высокотехнологичных областях. В перспективе планируется реализовать совместную разработку спутниковых навигационных технологий, объединяющих возможности ГЛОНАСС и китайской системы BeiDou, о чем ранее заявлял вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«Ростех» и AVIC заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве в области вертолетостроения, двигателестроения, авиационных материалов, бортового авиационного оборудования и бортового радиоэлектронного оборудования и ряде других. Среди возможных направлений работы – подготовка и реализация совместных проектов на территории РФ, КНР и третьих стран, а также предоставление дополнительных льгот по гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
В китайском небе пилотажная группа «Русские витязи» была как всегда на высоте. |
В настоящее время Россия уже активно взаимодействуют с предприятиями AVIC. В частности, летом 2014 г. была достигнута договоренность о совместной разработке тяжелого вертолета грузоподъемностью до 15 тонн. В ходе Airshow China 2014 генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев сказал, что летно-технические характеристики и технический облик этой машины стороны должны согласовать в конце 2014 – начале 2015 г., а пока идет процесс определения компетенций российских и китайских участников проекта.
В целом стоит отметить, что сотрудничество России и Китая в военно-технической сфере и сфере гражданского авиастроения в настоящий момент переживает своего рода новый ренессанс. Это чрезвычайно важно для наших стран – крупнейших на евразийском пространстве.