На прочных позициях
Флагманы российского ОПК уверены, что сохранят статус приоритетных партнеров Индии

Авиасалон Aero India 2013, проводившийся в феврале этого года в Бангалоре уже в девятый раз, стал крупнейшим за всю историю этой выставки. В нем приняли участие более 600 компаний и 78 зарубежных делегаций. Крупнейшие экспозиции развернули США, Франция, Великобритания, Россия и Германия. Впервые участие в салоне Aero India принял Китай.

Илья КЕДРОВ

БАНГАЛОР – МОСКВА

Россию и Индию связывают особые отношения в сфере ВТС, достичь уровня которых пока не удается другим тяжеловесам мирового рынка оружия. Эта фраза, возможно, звучит как поднадоевшая мантра (во всяком случае, для наших конкурентов – уж точно), однако это действительно так.

МАРКА «СУХОЙ» – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

«Мы считаем, что в секторе боевой авиации наши позиции достаточно прочны, несмотря на то, что индийская сторона очевидно и достаточно активно реализует курс на диверсификацию поставок, закупив целый ряд образцов современной западной авиационной техники. Россия остается приоритетным партнером Индии и имеет серьезные перспективы. Тем более что уровень нашего взаимодействия значительно глубже, чем у других поставщиков», – заявил заместитель генерального директора Компании «Сухой» по маркетингу Александр Клементьев, комментируя итоги участия «Сухого» в салоне Aero India 2013.

Участниками летной программы Aero India 2013 были Су-30МКИ ВВС Индии и Су-27 «Русских витязей».

Значение военно-технического сотрудничества с Россией для ВВС Индии действительно, что называется, трудно переоценить. И на этот факт не могут оказать существенного влияния ни проигрыш российского МиГ-35 в тендере по программе MMRCA, ни другие закупки Индии, в частности, американских военно-транспортных и патрульных самолетов. Важнейшей программой ВВС Индии является создание Перспективного многофункционального истребителя (Perspective Multirole Fighter – PMF), известного в Индии также под обозначением FGFA (Fifth Generation Fighting Aircraft). Эта машина, разрабатывающаяся совместно специалистами ОКБ «Сухого» и крупнейшего индийского авиастроительного холдинга HAL на базе истребителя Т-50, будет определять лицо ВВС Индии на протяжении нескольких десятилетий XXI века. Именно модель ПМИ занимала центральное место в экспозиции HAL на салоне Aero India 2013.

А модель истребителя Су-30МКИ была основным экспонатом на стенде ВВС Индии, для которых эти машины являются наиболее массовым и современным типом самолета. В перспективе же, с учетом декабрьского контракта на дополнительные 42 машинокомплекта, их количество в индийских ВВС достигнет 272 штук.

Перспективный многофункциональный истребитель, разработанный на базе Т-50,  долгие годы будет определять лицо ВВС Индии.

В настоящее время Россия и Индия совместно работают над модернизацией этой машины, причем, как отметил на пресс-конференции президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян, этот процесс «продолжается каждый день, и тот самолет, который сегодня находится в эксплуатации, отличается от самолета, находившегося в эксплуатации в 2011 году». Модернизация самолета касается наращивания функции комплекса бортового оборудования, модернизации программного обеспечения, а также оснащения Су-30МКИ новыми авиационными средствами поражения. Одна из важнейших задач в этом ряду – интеграция на борт самолета крылатой ракеты «БраМос».

В целом Александр Клементьев весьма высоко оценил как результаты работы Компании «Сухой» на Aero India 2013, так и уровень организации этого салона. Выставку посетили высшие руководители Министерства обороны Индии, командующий ВВС, его заместители, все командующие направлениями ВВС, президент компании HAL, все его функциональные вице-президенты и руководители основных программ. «И со всеми, с кем было необходимо, у нас была возможность встретиться», – отметил Александр Клементьев.

Михаил Погосян провел переговоры с главнокомандующим ВВС Индии маршалом авиации Норманом Анилом Кумаром Брауни. В ходе встречи был проведен детальный анализ действующих проектов, включая вопросы послепродажного обслуживания. Обсуждался и проект совместного истребителя пятого поколения. Маршал Брауни выразил удовлетворение, что завершен первый этап работы – эскизно-техническое проектирование. Это позволяет сделать следующий шаг – подписать в 2013 г. контракт на ОКР в рамках генерального контракта на совместную разработку самолета, что позволит сторонам полностью выдержать общий график программы ПМИ.

На стенде Компании «Сухой» состоялись переговоры с Государственным министром Министерства обороны Индии Джитендрой Сингхом, которому Александр Клементьев представил всю номенклатуру боевой и гражданской российской авиатехники, демонстрировавшейся в Бангалоре, в числе которой – самолеты Sukhoi SuperJet 100 и проект МС-21.

Старший вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Игорь Сырцов и начальник департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский провели встречу с министром гражданской авиации Индии. Была достигнута договоренность о том, что «ГСС» представит свои предложения по поставке десяти самолетов SSJ100 авиакомпании Air India в рамках госфинансирования расширения авиапарка этого перевозчика.

В ходе своей пресс-конференции Михаил Погосян заявил: «Развитие сотрудничества с нашими индийскими коллегами мы не видим сегодня без развития сотрудничества в области гражданской авиационной техники». По его оценке, индийский рынок с точки зрения роста объемов пассажирских перевозок будет одним из наиболее динамично развивающихся в Юго-Восточной Азии. «Мы оцениваем индийский рынок в сегменте региональных самолетов на уровне 50-70 машин. Это, с нашей точки зрения, один из крупнейших рынков в мире для самолетов Sukhoi SuperJet 100», – отметил президент ОАК. Он подчеркнул, что в 2013 году начнется валидация сертификата SSJ100 в Индии, что даст толчок продвижению самолета на активно развивающийся местный рынок.

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» готов предложить Индии весь спектр современных зенитных систем.

Михаил Погосян отметил, что и государственная корпорация HAL, и частные индийские компании, в числе которых – TATA, уже вовлечены в международную производственную кооперацию по производству гражданской авиатехники и работают по заказам таких фирм, как Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier. «Мы, выходя сегодня на серьезное увеличение объемов производства по гражданским программам, заинтересованы тоже в расширении кооперации для того, чтобы обеспечить более интенсивное наращивание объемов производства», – заявил президент ОАК.

Самолеты марки «Су» были не только важнейшей темой деловых переговоров на салоне Aero India 2013. Доминировали они и в небе. Постоянным участником летной программы выставки были Су-30МКИ ВВС Индии, финальным же аккордом российского участия в этом салоне стали головокружительные выступления пилотажной группы «Русские витязи» на Су-27.

МОДУЛЬНЫЙ «ТОР» – СЕГОДНЯ, «ТРИУМФ» – В ПЕРСПЕКТИВЕ

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» впервые на зарубежной международной выставке представил в Бангалоре зенитный ракетный комплекс малой дальности «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Комплекс разработан дочерним предприятием концерна – Ижевским электромеханическим заводом «Купол». При его создании было использовано большое количество новых технологических и конструктивных решений.

Боевые и технические средства ЗРК могут быть размещены на различных носителях: автомобильном шасси, полуприцепе, прицепе, палубе малотоннажного судна и в стационарном варианте. Это значительно расширяет диапазон его применения, увеличивает объем решаемых задач и эффективно снижает затраты на его эксплуатацию.

В работе единой экспозиции Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на выставке Aero India 2013 приняли участие представители предприятий, разрабатывающих, изготавливающих и осуществляющих сервисное и послегарантийное обслуживание военной техники: ГСКБ Концерна ПВО «Алмаз – Антей», ИЭМЗ «Купол», Ульяновский механический завод и ГЦСО ПВО «Гранит».

Очевидно, что Индия сегодня – это один из крупнейших в мире импортеров вооружения. Россию и Индию связывает не только давний опыт сотрудничества в сфере ВТС, но и имеются все предпосылки для его успешного продолжения: есть политическое взаимодействие на государственном уровне, есть потребность ВС Индии в закупках вооружений для обеспечения безопасности своей страны. В свою очередь, у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть уникальный продукт, который удовлетворяет всем, даже самым изысканным, требованиям, который может быть использован и в Сухопутных войсках, и ВВС, и ВМС Индии.

Как отметил в ходе выставки представитель Концерна ПВО «Алмаз – Антей», руководство компании внимательно отслеживает ситуацию на индийском рынке вооружения.

Это и понятно, ведь она постоянно меняется: появляются новые требования заказчиков, приходят новые поставщики и обостряется конкурентная борьба. Например, открывая салон Aero India 2013, министр обороны А.К. Энтони отметил, что при закупке ВВТ акцент все больше и больше будет смещаться в сторону продукции предприятий национальной промышленности. Но сразу перейти на самообеспечение нельзя – для этого нужно время, даже несмотря на то, что индийская промышленность сегодня имеет весьма серьезные возможности и уже производит самое современное оборудование.

Журнал National Defense вызывал живой интерес у представителей ВВС Индии.

Перед началом и во время проведения салона Aero India 2013 члены делегации Концерна ПВО «Алмаз – Антей» провели встречи с представителями Вооруженных Сил, промышленности, посетили местные предприятия. Главная цель этой работы – найти точки соприкосновения с индийскими производителями для того, чтобы адаптировать продукцию концерна и предлагать ее Министерству обороны Индии.

Концерн проводит очень взвешенную политику при продвижении своей продукции на индийский рынок. Это выражается в том, что местным потребителям предлагаются как финальные образцы ВВТ, то есть зенитные ракетные комплексы в том виде, в каком они разрешены для поставок на экспорт, так и системы и комплексы ПВО, установленные на шасси индийского производства. Кроме того, предполагается и третий вариант сотрудничества, при котором компоненты индийского производства будут интегрироваться непосредственно в конструкцию систем ПВО российской разработки.

В качестве готовой продукции Концерн ПВО «Алмаз – Антей» готов предложить Индии системы большой дальности «Антей-2500», средней дальности «Бук-М2Э», малой дальности «Тор-М2Э», а также радиолокационные станции обнаружения, наведения, управления воздушным движением – то есть очень широкий спектр продукции для всех видов войск ВС Индии.

Основным кандидатом для интеграции на шасси индийского производства выглядит модульный комплекс «Тор-М2КМ», который предложен Индии в рамках тендера на закупку ЗРК малой дальности. По словам представителей делегации Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на выставке Aero India 2013, местное предприятие, на шасси которого можно было бы разместить этот ЗРК, уже найдено, проведена конструкторская проработка размещения модуля на выбранном шасси. В настоящее время готовятся испытания с участием представителей тендерного комитета.

Среди образцов продукции концерна, демонстрировавшихся в Бангалоре, имелась и модель ЗРС С-400. Правда по масштабу она значительно уступала другим уменьшенным копиям зенитных средств от «Алмаза – Антея», но оно и понятно – ведь, как известно, до удовлетворения потребностей в С-400 российских Вооруженных Сил экспортировать их не планируется. И тем не менее наличие модели «Триумфа» на Aero India 2013 свидетельствует о том, что в перспективе и эта система может быть предложена индийским военным.

Надо отметить, что противоракетные возможности С-400 в целом соответствуют запросам МО Индии на создание системы ПРО, способной перехватывать ракеты противника на дальности до 70 км. Это тем более актуально, что на своей пресс-конференции в ходе выставки главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Норман Анил Кумар Брауни недвусмысленно заявил, что его стране не подходит израильская система ПРО Iron Dome в связи с тем, в частности, что Индия гораздо больше по площади, чем Израиль, и имеет гораздо большую протяженность границ.

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» как основной российский разработчик и производитель всего спектра средств обнаружения, разведки, связи и поражения воздушных целей в состоянии построить национальную систему противовоздушной и противоракетной обороны любой страны, и, очевидно, заинтересован в выполнении такой работы.

В целом выставка Aero India 2013 однозначно показала большой интерес к изделиям концерна как со стороны местных предприятий промышленности, так и со стороны конечного пользователя – ВВС, ВМС и Сухопутных войск ВС Индии.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS