Авиасалон Aero India 2013, проводившийся в феврале этого года в Бангалоре уже в девятый раз, стал крупнейшим за всю историю этой выставки. В нем приняли участие более 600 компаний и 78 зарубежных делегаций. Крупнейшие экспозиции развернули США, Франция, Великобритания, Россия и Германия. Впервые участие в салоне Aero India принял Китай. |
Россию и Индию связывают особые отношения в сфере ВТС, достичь уровня которых пока не удается другим тяжеловесам мирового рынка оружия. Эта фраза, возможно, звучит как поднадоевшая мантра (во всяком случае, для наших конкурентов – уж точно), однако это действительно так.
МАРКА «СУХОЙ» – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
«Мы считаем, что в секторе боевой авиации наши позиции достаточно прочны, несмотря на то, что индийская сторона очевидно и достаточно активно реализует курс на диверсификацию поставок, закупив целый ряд образцов современной западной авиационной техники. Россия остается приоритетным партнером Индии и имеет серьезные перспективы. Тем более что уровень нашего взаимодействия значительно глубже, чем у других поставщиков», – заявил заместитель генерального директора Компании «Сухой» по маркетингу Александр Клементьев, комментируя итоги участия «Сухого» в салоне Aero India 2013.
Участниками летной программы Aero India 2013 были Су-30МКИ ВВС Индии и Су-27 «Русских витязей». |
Значение военно-технического сотрудничества с Россией для ВВС Индии действительно, что называется, трудно переоценить. И на этот факт не могут оказать существенного влияния ни проигрыш российского МиГ-35 в тендере по программе MMRCA, ни другие закупки Индии, в частности, американских военно-транспортных и патрульных самолетов. Важнейшей программой ВВС Индии является создание Перспективного многофункционального истребителя (Perspective Multirole Fighter – PMF), известного в Индии также под обозначением FGFA (Fifth Generation Fighting Aircraft). Эта машина, разрабатывающаяся совместно специалистами ОКБ «Сухого» и крупнейшего индийского авиастроительного холдинга HAL на базе истребителя Т-50, будет определять лицо ВВС Индии на протяжении нескольких десятилетий XXI века. Именно модель ПМИ занимала центральное место в экспозиции HAL на салоне Aero India 2013.
А модель истребителя Су-30МКИ была основным экспонатом на стенде ВВС Индии, для которых эти машины являются наиболее массовым и современным типом самолета. В перспективе же, с учетом декабрьского контракта на дополнительные 42 машинокомплекта, их количество в индийских ВВС достигнет 272 штук.
Перспективный многофункциональный истребитель, разработанный на базе Т-50, долгие годы будет определять лицо ВВС Индии. |
В настоящее время Россия и Индия совместно работают над модернизацией этой машины, причем, как отметил на пресс-конференции президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян, этот процесс «продолжается каждый день, и тот самолет, который сегодня находится в эксплуатации, отличается от самолета, находившегося в эксплуатации в 2011 году». Модернизация самолета касается наращивания функции комплекса бортового оборудования, модернизации программного обеспечения, а также оснащения Су-30МКИ новыми авиационными средствами поражения. Одна из важнейших задач в этом ряду – интеграция на борт самолета крылатой ракеты «БраМос».
В целом Александр Клементьев весьма высоко оценил как результаты работы Компании «Сухой» на Aero India 2013, так и уровень организации этого салона. Выставку посетили высшие руководители Министерства обороны Индии, командующий ВВС, его заместители, все командующие направлениями ВВС, президент компании HAL, все его функциональные вице-президенты и руководители основных программ. «И со всеми, с кем было необходимо, у нас была возможность встретиться», – отметил Александр Клементьев.
Михаил Погосян провел переговоры с главнокомандующим ВВС Индии маршалом авиации Норманом Анилом Кумаром Брауни. В ходе встречи был проведен детальный анализ действующих проектов, включая вопросы послепродажного обслуживания. Обсуждался и проект совместного истребителя пятого поколения. Маршал Брауни выразил удовлетворение, что завершен первый этап работы – эскизно-техническое проектирование. Это позволяет сделать следующий шаг – подписать в 2013 г. контракт на ОКР в рамках генерального контракта на совместную разработку самолета, что позволит сторонам полностью выдержать общий график программы ПМИ.
На стенде Компании «Сухой» состоялись переговоры с Государственным министром Министерства обороны Индии Джитендрой Сингхом, которому Александр Клементьев представил всю номенклатуру боевой и гражданской российской авиатехники, демонстрировавшейся в Бангалоре, в числе которой – самолеты Sukhoi SuperJet 100 и проект МС-21.
Старший вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Игорь Сырцов и начальник департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский провели встречу с министром гражданской авиации Индии. Была достигнута договоренность о том, что «ГСС» представит свои предложения по поставке десяти самолетов SSJ100 авиакомпании Air India в рамках госфинансирования расширения авиапарка этого перевозчика.
В ходе своей пресс-конференции Михаил Погосян заявил: «Развитие сотрудничества с нашими индийскими коллегами мы не видим сегодня без развития сотрудничества в области гражданской авиационной техники». По его оценке, индийский рынок с точки зрения роста объемов пассажирских перевозок будет одним из наиболее динамично развивающихся в Юго-Восточной Азии. «Мы оцениваем индийский рынок в сегменте региональных самолетов на уровне 50-70 машин. Это, с нашей точки зрения, один из крупнейших рынков в мире для самолетов Sukhoi SuperJet 100», – отметил президент ОАК. Он подчеркнул, что в 2013 году начнется валидация сертификата SSJ100 в Индии, что даст толчок продвижению самолета на активно развивающийся местный рынок.
Концерн ПВО «Алмаз – Антей» готов предложить Индии весь спектр современных зенитных систем. |
|
Михаил Погосян отметил, что и государственная корпорация HAL, и частные индийские компании, в числе которых – TATA, уже вовлечены в международную производственную кооперацию по производству гражданской авиатехники и работают по заказам таких фирм, как Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier. «Мы, выходя сегодня на серьезное увеличение объемов производства по гражданским программам, заинтересованы тоже в расширении кооперации для того, чтобы обеспечить более интенсивное наращивание объемов производства», – заявил президент ОАК.
Самолеты марки «Су» были не только важнейшей темой деловых переговоров на салоне Aero India 2013. Доминировали они и в небе. Постоянным участником летной программы выставки были Су-30МКИ ВВС Индии, финальным же аккордом российского участия в этом салоне стали головокружительные выступления пилотажной группы «Русские витязи» на Су-27.
МОДУЛЬНЫЙ «ТОР» – СЕГОДНЯ, «ТРИУМФ» – В ПЕРСПЕКТИВЕ
Концерн ПВО «Алмаз – Антей» впервые на зарубежной международной выставке представил в Бангалоре зенитный ракетный комплекс малой дальности «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Комплекс разработан дочерним предприятием концерна – Ижевским электромеханическим заводом «Купол». При его создании было использовано большое количество новых технологических и конструктивных решений.
Боевые и технические средства ЗРК могут быть размещены на различных носителях: автомобильном шасси, полуприцепе, прицепе, палубе малотоннажного судна и в стационарном варианте. Это значительно расширяет диапазон его применения, увеличивает объем решаемых задач и эффективно снижает затраты на его эксплуатацию.
В работе единой экспозиции Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на выставке Aero India 2013 приняли участие представители предприятий, разрабатывающих, изготавливающих и осуществляющих сервисное и послегарантийное обслуживание военной техники: ГСКБ Концерна ПВО «Алмаз – Антей», ИЭМЗ «Купол», Ульяновский механический завод и ГЦСО ПВО «Гранит».
Очевидно, что Индия сегодня – это один из крупнейших в мире импортеров вооружения. Россию и Индию связывает не только давний опыт сотрудничества в сфере ВТС, но и имеются все предпосылки для его успешного продолжения: есть политическое взаимодействие на государственном уровне, есть потребность ВС Индии в закупках вооружений для обеспечения безопасности своей страны. В свою очередь, у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть уникальный продукт, который удовлетворяет всем, даже самым изысканным, требованиям, который может быть использован и в Сухопутных войсках, и ВВС, и ВМС Индии.
Как отметил в ходе выставки представитель Концерна ПВО «Алмаз – Антей», руководство компании внимательно отслеживает ситуацию на индийском рынке вооружения.
Это и понятно, ведь она постоянно меняется: появляются новые требования заказчиков, приходят новые поставщики и обостряется конкурентная борьба. Например, открывая салон Aero India 2013, министр обороны А.К. Энтони отметил, что при закупке ВВТ акцент все больше и больше будет смещаться в сторону продукции предприятий национальной промышленности. Но сразу перейти на самообеспечение нельзя – для этого нужно время, даже несмотря на то, что индийская промышленность сегодня имеет весьма серьезные возможности и уже производит самое современное оборудование.
Журнал National Defense вызывал живой интерес у представителей ВВС Индии. |
Перед началом и во время проведения салона Aero India 2013 члены делегации Концерна ПВО «Алмаз – Антей» провели встречи с представителями Вооруженных Сил, промышленности, посетили местные предприятия. Главная цель этой работы – найти точки соприкосновения с индийскими производителями для того, чтобы адаптировать продукцию концерна и предлагать ее Министерству обороны Индии.
Концерн проводит очень взвешенную политику при продвижении своей продукции на индийский рынок. Это выражается в том, что местным потребителям предлагаются как финальные образцы ВВТ, то есть зенитные ракетные комплексы в том виде, в каком они разрешены для поставок на экспорт, так и системы и комплексы ПВО, установленные на шасси индийского производства. Кроме того, предполагается и третий вариант сотрудничества, при котором компоненты индийского производства будут интегрироваться непосредственно в конструкцию систем ПВО российской разработки.
В качестве готовой продукции Концерн ПВО «Алмаз – Антей» готов предложить Индии системы большой дальности «Антей-2500», средней дальности «Бук-М2Э», малой дальности «Тор-М2Э», а также радиолокационные станции обнаружения, наведения, управления воздушным движением – то есть очень широкий спектр продукции для всех видов войск ВС Индии.
Основным кандидатом для интеграции на шасси индийского производства выглядит модульный комплекс «Тор-М2КМ», который предложен Индии в рамках тендера на закупку ЗРК малой дальности. По словам представителей делегации Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на выставке Aero India 2013, местное предприятие, на шасси которого можно было бы разместить этот ЗРК, уже найдено, проведена конструкторская проработка размещения модуля на выбранном шасси. В настоящее время готовятся испытания с участием представителей тендерного комитета.
Среди образцов продукции концерна, демонстрировавшихся в Бангалоре, имелась и модель ЗРС С-400. Правда по масштабу она значительно уступала другим уменьшенным копиям зенитных средств от «Алмаза – Антея», но оно и понятно – ведь, как известно, до удовлетворения потребностей в С-400 российских Вооруженных Сил экспортировать их не планируется. И тем не менее наличие модели «Триумфа» на Aero India 2013 свидетельствует о том, что в перспективе и эта система может быть предложена индийским военным.
Надо отметить, что противоракетные возможности С-400 в целом соответствуют запросам МО Индии на создание системы ПРО, способной перехватывать ракеты противника на дальности до 70 км. Это тем более актуально, что на своей пресс-конференции в ходе выставки главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Норман Анил Кумар Брауни недвусмысленно заявил, что его стране не подходит израильская система ПРО Iron Dome в связи с тем, в частности, что Индия гораздо больше по площади, чем Израиль, и имеет гораздо большую протяженность границ.
Концерн ПВО «Алмаз – Антей» как основной российский разработчик и производитель всего спектра средств обнаружения, разведки, связи и поражения воздушных целей в состоянии построить национальную систему противовоздушной и противоракетной обороны любой страны, и, очевидно, заинтересован в выполнении такой работы.
В целом выставка Aero India 2013 однозначно показала большой интерес к изделиям концерна как со стороны местных предприятий промышленности, так и со стороны конечного пользователя – ВВС, ВМС и Сухопутных войск ВС Индии.