Оружие поля боя. Парижские мотивы
Выставка Eurosatory 2012 еще раз продемонстрировала, что в сфере импорта оружия между российскими ведомствами по-прежнему существуют разброд и шатания

Как и ожидалось, бесспорным фаворитом российской экспозиции на Международной выставке вооружений и военной техники Eurosatory 2012 в местечке Вильпент под Парижем стал дуэт модернизированного танка Т-90С (Т-90МС) и боевой машины огневой поддержки «Терминатор».

Александр ФЕДОРОВ

Елена ЕЛКИНА

ПАРИЖ – МОСКВА

И не только потому, что эта бронетехника демонстрировалась Уралвагонзаводом «живьем», то есть не в виде макетов или моделей, а натурными образцами, что чрезвычайно редко практикуется российскими предприятиями в последние годы на подобного рода зарубежных мероприятиях. Специалистов прежде всего привлекло другое – концепция комплексного использования Т-90МС и «Терминатора» на поле боя. Она продиктована, в буквальном смысле слова, кровавым опытом. Еще во время войны в Афганистане танки часто становились жертвами многочисленных РПГ и ПТУРов, которые широко применял противник. Тогда ряд военных экспертов выдвинул даже теорию «заката» танковой эры. Но без поддержки таких мощных, мобильных и универсальных машин, как танки, войска оставались беззащитными перед лицом формирований, чьи бойцы хорошо знали местность и использовали каждую ее складку для организации внезапного огневого противодействия. Как разрешить возникшее противоречие? Тогда и родилась идея боевой машины поддержки танков (БМПТ), которая призвана подавлять противотанковые средства огнем автоматических пушек, пулеметов, гранатометов и ПТУРов, то есть должна стать «метлой», расчищающей путь танковым подразделениям.

Экипаж машины боевой.

Первоначально предполагалось использовать одну машину поддержки в составе группы из трех танков. Потом эту композицию подкорректировали, предложив вариант «два плюс одна». Впрочем, конкретная обстановка может диктовать и иные конфигурации. Однако в перестроечные и постперестроечные времена эта здравая идея так и не нашла воплощения в металле. Практика антитеррористических операций на Северном Кавказе еще раз настойчиво заявила об острой необходимости наличия в войсках подобной антипротивотанковой бронетехники. В конце концов, Уралвагонзавод и его конструкторское подразделение – Уральское КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) – все-таки создали «Терминатора», который как показали испытания и эксплуатация в войсках, подтвердил актуальность своего предназначения. Та же практика выявила, что боевая машина поддержки танков способна решать более широкий круг задач, в том числе и самостоятельно – для содействия успеху пехотных и мотопехотных подразделений. Поэтому БМПТ переквалифицировали в боевую машину огневой поддержки (БМОП).

В Париже российский комплекс броневых машин, предназначенных для совместных боевых действий, привлек большое внимание. Оно и понятно. Во время военных действий в том же Афганистане части коалиции западных государств, по сути дела, сталкиваются с теми же проблемами, что и советские войска четверть века назад. Особый интерес вызвал и один из компонентов этой интегрированной системы вооружения – глубоко модернизированный танк Т-90МС. Фактически это новая машина. По словам генерального директора УКБТМ и главного конструктора танка Андрея Терликова, «в новой модификации повышены все боевые характеристики – огневая мощь, защищенность и подвижность, причем на целую ступень по отношению к серийному танку Т-90С». Журнал «Национальная оборона» неоднократно рассказывал о новой машине УВЗ (см. №№8 и 9/2011, №№4, 5 и 6/2012, а также статью Кристофера Ф. Фосса в этом номере журнала). Как отметил на парижской выставке генеральный директор Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко, на Eurosatory 2012 был представлен танк, готовый к серийному производству. Корпорация ведет активный маркетинг Т-90МС. И появление «живого» танка этой модели в Париже – один из его элементов.

Новая российская военная техника демонстрировалась на Eurosatory 2012 не только Уралвагонзаводом. Впервые за рубежом «Группа ГАЗ» показала российский бронированный автомобиль «Тайфун» («Урал-3А») массой 24 т, рассчитанный на транспортировку 12 военнослужащих. Его конструкция обеспечивает усиленную защиту людей, перевозимого груза, основных узлов и агрегатов от пуль стрелкового оружия, а также от мин. В бронекорпусе имеются бойницы для ведения огня. Колесная формула броневика, оснащенного дизельным двигателем мощностью 450 л.с. с автоматической шестиступенчатой коробкой передач, – 6х6. Запас хода составляет 1800 км. Машина двигается по шоссе со скоростью 105 км/ч, а по сильнопересеченной местности – 50 км/ч. Это преимущество перед другими автомобилями повышенной проходимости достигается за счет независимой подвески и переменного клиренса. В следующем году планируется завершить испытания «Тайфуна» и начать его поставки в войска, а также на экспорт.

Бронированный автомобиль «Тайфун».

Впервые за рубежом тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) демонстрировало высокоточный ракетный комплекс «Корнет-ЭМ» на базе бронеавтомобиля «Тигр» разработки Военно-промышленной компании (ВПК). Этот многоцелевой всесуточный высокоточный ракетный комплекс большой дальности предназначен для борьбы с самыми разнообразными целями. Он оснащен автоматической, полностью помехозащищенной лазерно-лучевой системой управления, с помощью которой поражаются современные и перспективные танки, оснащенные динамической защитой, легкобронированная техника, фортификационные сооружения, а также малоразмерные надводные и воздушные цели: вертолеты и самолеты штурмовой авиации. На пусковой установке размещаются восемь ракет, еще столько же – в бронеавтомобиле, готовые к перезарядке.

– Мы участвуем в выставках Eurosatory с 1996 г., но нынешний салон особенный, – заявил глава объединенной делегации Государственной корпорации «Ростехнологии» и ОАО «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов. – Такого количества новинок в виде натурных образцов Россия здесь еще ни разу не выставляла. Это одни из последних разработок, которые наглядно демонстрируют огромные возможности российского ОПК.

К сожалению, эта превосходная техника сегодня далеко не всегда может быть полностью укомплектована всеми необходимыми для современного боя элементами отечеставенного производства. И тогда на помощь приходит военно-техническое сотрудничество. Вот уже много лет на российские танки и БМП устанавливаются тепловизоры Catherine FC французской фирмы Thales Optronics. Обслуживает и ремонтирует эти приборы Вологодский оптико-механический завод. И вот на Eurosatory 2012 «Рособоронэкспорт» и Thales Optronics подписали лицензионное соглашение о производстве на Вологодском оптико-механическом заводе тепловизоров нового поколения – Catherine XP. Они имеют более высокое разрешение и дальность обнаружения, чем Catherine FC, меньше по размерам и легче по весу, чем предшественники, потребляют электроэнергию более экономно. «Российская Федерация осуществляет масштабную программу модернизации оборонной индустрии, – подчеркнул присутствовавший на церемонии подписания соглашения заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. – Нам нужны серьезные партнеры, которые не занимаются политиканством, но выстраивают стабильные долгосрочные отношения. Франция – именно та страна, с которой мы активно сотрудничаем».

На стенде «Ижмаша» было всегда многолюдно.

Однако не все складывается гладко и в российско-французском военно-техническом сотрудничестве. Парижская газета La Tribune, например, сетует на то, что после смены хозяина Елисейского дворца, французским компаниям негласно предписано продавать России только «нестратегическую технику», то есть не имеющую «наступательного потенциала». А под эту категорию можно подвести все: от ножа – до баллистической ракеты. На перемену позиции Парижа повлиял кризис в Сирии. Франсуа Олланд выступает резко против Дамаска, а министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус назвал режим Башара Асада «кликой убийц». В этой связи становятся туманными даже перспективы реализации российско-французской мега-сделки по вертолетоносцам типа Mistral. Многие партнеры Франции по НАТО упрекают Париж за то, что тот, публично выступая против поставок российского оружия Сирии, строит корабли, на которых это оружие может быть беспрепятственно доставлено тому же Башару Асаду.

Однако в условиях развивающегося мирового экономического кризиса западные компании крайне заинтересованы в развитии ВТС с Россией. Так руководитель программы сотрудничества с Россией известной итальянской фирмы Oto Melara Бруно Фарина сообщил на Eurosatory 2012, что в случае успешных испытаний в Подмосковье итальянских колесных танков Centauro («Кентавр») и созданной на его базе БМП Freccia («Стрела») разработки компании Iveco может быть учреждено совместное предприятие по их выпуску в России. Другой вариант – продажа лицензии России на их производство. Но пока никаких решений не принято.

Боевая масса Centauro с колесной формулой 8х8 – 24 т, скорость движения по шоссе – 110 км/ч, запас хода – 800 км, экипаж состоит из четырех человек. Вооружение включает 105- или 120-мм пушку Oto Melara и два пулемета калибра 7,62 мм. Лобовая броня толщиной 25 мм выдерживает попадание 30-мм снарядов, во всяком случае, в теории. Эти боевые машины стоят на вооружении армий Италии, Испании, Омана и Египта. Теперь к этой компании может присоединиться и Россия.

Ракетный комплекс «Корнет-ЭМ» на базе бронеавтомобиля «Тигр».

Однако почему-то слабо верится в осуществимость данного проекта. И не потому, что Италия никогда не относилась и сейчас не относится к великим бронетанковым державам. Сама идея колесного танка вызывает сомнения. Первые такие машины, вооруженные малокалиберными артиллерийскими установками, появились еще перед Второй мировой войной, во время которой они использовались в качестве разведывательных автомобилей. 60 лет назад французская фирма Panhard выпустила две модели четырехосных броневиков семейства EBR75 с 75-мм пушками. Первый оснащался орудием с начальной скоростью снаряда 600 м/с, а второй имел башню легкого танка AMX, чья пушка выстреливала снаряд со скоростью 1000 м/с. Первая машина использовалась в разведывательных подразделениях и в частях, ведущих антиповстанческие операции, а вторая была окрещена «истребителем танков». Но этот «истребитель» мог успешно вести борьбу только с танками эпохи Второй мировой войны, да и то далеко не со всеми, а танки первого послевоенного поколения без напряжения выходили победителями в соперничестве с Panhard EBR75. И сейчас колесные танки состоят на вооружении ряда зарубежных армий. В 90-е годы прошлого века они были провозглашены чуть ли не главным оружием высокомобильных сухопутных войск. Войны в Ираке и с талибами убедительно доказали, что танки эти «картонные». Канада, например, отказалась от использования так называемых артиллерийских бронемашин M1128 Stryker в Афганистане (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2012).

Во время подписания соглашения о лицензионном производстве на Вологодском оптико-механическом заводе французских тепловизоров Catherine XP.

Появление на второй день работы Eurosatory 2012 начальника Генерального штаба ВС РФ и заместителя министра обороны генерала армии Николая Макарова на стенде финской компании Patria поначалу не вызвало ни у кого удивления. Российский военачальник всегда с интересом знакомится с военной техникой на зарубежных выставках. Но когда он заявил, что российское военное ведомство не прочь испытать бронеавтомобили Patria AMV на своих полигонах, а в случае их успешного завершения закупить крупную партию этих машин, то финны от неожиданности обомлели. Но это вовсе не шутка и не розыгрыш. Уже после завершения парижского салона президент Финляндии Саули Ниинисте сообщил хельсинской телекомпания MTV3, что правительство получило письмо из России с запросом относительно возможности приобретения «около 500 бронетранспортеров». При этом глава страны Суоми достаточно осторожно сказал, что «сначала фирма Patria обсудит с россиянами экономическую целесообразность сделки. Затем понадобится одобрение правительства. И только после этого начнутся настоящие переговоры, если до них вообще дойдет дело».

Игорь Севастьянов: «Такого количества новинок в виде натурных образцов Россия на Eurosatory еще ни разу не выставляла».

Patria AMV в отличие от итальянского «Кентавра» очень интересный автомобиль. Это – бронированная модульная машина (Armored Modular Vehicle — AMV). Существует много ее вариантов на шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8 (сообщается о разработке и тяжелой пятиосной платформы). Плавающая бронемашина может использоваться в качестве колесного танка со 105-мм пушкой, боевой машины пехоты, бронетранспортера, 120-мм самоходного миномета в двух вариантах (спаренного и одноствольного) и другой бронетехники. Боевая масса в зависимости от модификации составляет от 16 до 27 т, скорость движения по шоссе – более 100 км/ч. В варианте БМП и бронетранспортера Patria AMV имеет экипаж из трех человек и принимает от 8 до 12 пехотинцев. Лобовая броня – 30 мм. У машины – усиленная защита днища, которое выдерживает, как уверяют создатели AMV, взрыв 10-кг фугаса.

К сегодняшнему дню выпущено 1572 такие бронемашины, которые состоят на вооружений армий Финляндии, Польши, Швеции, ЮАР, ОАЭ (в этой стране на них устанавливаются башни со 100-мм пушками от российских БМП-3), Хорватии и Словении. Рассматривается вопрос о поставках их в Чехию. Несколько броневиков проходят испытания в США, где корпорация Lockheed Martin намерена создать с фирмой Patria совместное предприятие по производству плавающих боевых машин под маркой Havoc («Разрушитель») для замены в частях Корпуса морской пехоты бронеавтомобилей семейства LAV. Всего КМП предполагается поставить 600 боевых машин.

В свете последнего обстоятельства понятна осторожность президента Саули Ниинисте. Конечно, Финляндия была бы не прочь получить от России заказ на 500 AMV. Но как на это отреагируют американцы? Они вряд ли придут в восторг. Кроме того, нельзя не учитывать того обстоятельства, что в финском броневике используется ряд деталей заокеанского происхождения. То есть без разрешения США его поставки вряд ли возможны. А Вашингтон, скорее всего, своего «добро» не даст.

Есть и еще один аспект, касающийся судьбы перспективной российской бронированной колесной платформы «Бумеранг», разработку которой ведет Военно-промышленная компания. ВПК обязалась ее выкатить на испытания в следующем году. На этой базе с колесной формулой 8х8 предполагается создать колесный танк, боевую машину пехоты, бронетранспортер и ряд машин специального назначения и шасси для размещения различных образцов военной техники. Для чего тогда нужен броневик Patria AMV? Для конкуренции? Как-то все это плохо увязывается.

Финский самоходный 120-мм миномет Patria NEMO демонстрировался на Eurosatory 2012.

Выставка Eurosatory 2012 еще раз, увы, продемонстрировала, что в сфере импорта оружия между российскими ведомствами по-прежнему существуют разброд и шатания. Одни руководители говорят, что импорт следует расширять, другие категорически выступают против, третьи предлагают закупать отдельные образцы с тем, чтобы заимствовать лучшие наработки у зарубежных изделий и внедрять их на свои. Последний путь кажется наиболее привлекательным, но кто согласится взаимодействовать с Россией по этой схеме? Таких много не найдется. Поэтому необходима единая политика в этой области. Да, есть направления, по которым российский ОПК заметно отстал. И для поставок требуемого оружия или его элементов необходимы закупки за рубежом, а еще лучше создание совместных предприятий или приобретение лицензий. Все остальное должно выпускаться на отечественных заводах. Во всяком случае, именно такой путь выбирают страны, заботящиеся о своей обороноспособности и расширении выпуска наукоемкой продукции.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS