Российская часть выставки MILEX-2011 имела два основных центра притяжения внимания посетителей: стенд компании ФГУП «Рособоронэкспорт» и стенд ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского». О результатах работы на MILEX-2011 и планах на будущее журналу «Национальная оборона» рассказал заместитель генерального директора ОАО «НПК «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав ХАЛИТОВ. |
— Вячеслав Гилфанович, какие задачи ставились перед делегацией ОАО «НПК «Уралвагонзавод» на выставке MILEX-2011, удалось ли их реализовать? Имеются ли у корпорации в настоящее время совместные работы в интересах ВС Республики Беларусь?
— Задача, как и на всех выставках вооружений, одна – представить продукцию военного назначения, которая разрабатывается и изготавливается на предприятиях корпорации. Нам удалось на этой выставке провести переговоры и представить свою продукцию представителям ряда стран. В частности, состоялась встреча с министром обороны Республики Беларусь. Удалось провести переговоры с министром обороны Индии и с делегацией, которая его сопровождала. Провели переговоры с заместителем министра обороны по вооружению Республики Казахстан и с представителями Украины. В целом, на этой вставке отмечено очень активное посещение нашего павильона.
Вячеслав Халитов |
В ходе переговоров на MILEX-2011 обсуждался очень широкий спектр вопросов. Хотелось бы отметить, что была проявлена определенная заинтересованность к боевой машине огневой поддержки (БМПТ), к тяжелым огнеметным системам ТОС-1А. Обсуждались вопросы закупки запчастей к ранее поставленным нами изделиям. Нам удалось подписать с предприятиями Белоруссии два контракта на поставку запасных частей на общую сумму $2,0 млн. Других договоренностей достигнуто не было, так как на выставках этого, как правило, и не происходит. Я считаю, что цели, которые мы ставили перед собой на этой выставке, достигнуты.
Нам были вручены два диплома: за «Активное участие в выставке и успехи в области новых научно-технических разработок вооружения и военной техники», а также «За подготовку и оригинальное оформление выставочного павильона». Это тоже немаловажно.
— Экспозиция УВЗ действительно была очень хорошей.
— Мы ушли от тех «каптерок», которые были раньше. Если уж принимать участие в выставке, то на уровне не ниже мирового. Иначе нас просто не поймут. В соответствии с задачей генерального директора корпорация в течение последних двух лет достаточно серьезно позиционирует себя на всех вставках.
— Вы сказали, что провели переговоры с индийской делегацией. Возможно ли в перспективе по аналогии с проектом создания самолета пятого поколения совместная с Индией разработка нового перспективного танка?
— В практической плоскости такая задача перед нами пока не ставится. Но мы достаточно плотно работаем с Индией, у нас есть интересные контракты. То есть долгосрочное стратегическое сотрудничество с Индией продолжается, причем по многим направлениям. Это и модернизация уже имеющихся в Индии наших машин, и развитие лицензионного производства танков Т-90С. А что касается возможности совместной разработки нового танка, я такой возможности не отрицаю, но и не могу утверждать, что эта работа скоро начнется. Мы готовы на любую форму сотрудничества, которую потребует заказчик. Системы вооружения развиваются, останавливаться на старых машинах никто не хочет. Все хотят повышать боевой потенциал машин, даже устаревших марок.
— Что собой представляет танк Т-90АМ?
— В сентябре будет проходить «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2011». Помимо всего прочего, она приурочена к 75-й годовщине образования завода в Нижнем Тагиле и 90-летию танкостроения. Для нас это очень важное мероприятие. Мы пригласили на нее представителей многих зарубежных стран. В ходе выставки мы планируем показать опытный образец модернизированного танка Т-90С. Особенность этой машины в том, что она представляет собой глубокую модернизацию танка Т-90С, которая дает значительное приращение боевого потенциала по всем боевым свойствам: в огневой мощи, подвижности, в защищенности и командной управляемости. Предполагается, в частности, установка более совершенной системы управления огнем. У нас есть интересные наработки, конструкторско-технологические решения, которые позволяют по некоторым параметрам создать задел боевого потенциала этой машины на несколько лет вперед. Более подробно об этой машине я бы не хотел говорить, поскольку еще не утвержден паспорт экспортного облика, эта процедура пока не завершена.
— На каком этапе сейчас находятся работы по наращиванию мощности двигателя семейства В-92?
— На модернизированной машине мы увеличили мощность на несколько десятков лошадиных сил.
— Сколько еще может жить Т-90, сколько еще этапов модернизации может пройти этот танк?
— В прошлом году на выставке EUROSATORY немцы показали Leopard 2 в седьмом варианте модернизации. Т-90С сейчас проходит лишь вторую крупную модернизацию, которая значительно повышает его боевой потенциал. При каждой модернизации не только внедряются новые функции, но и увеличивается ресурс машины. То есть ее жизненный цикл продлевается, но уже с иными, более высокими характеристиками. Обычно танк проходит разные этапы модернизации в течение 20-30 лет. Главное, чтобы характеристики, заложенные в эту машину в ходе модернизации, обеспечивали паритет с вероятным противником. В той машине, которую мы покажем в сентябре, мы достигли улучшения всех боевых свойств. Это позволяет нам утверждать, что машина вышла на более высокий качественный уровень и обеспечит паритет на ближайшие годы.
— Как развивается проект БМПТ?
— По этой машине есть очень важные для нас предложения от инозаказчиков. Мы сейчас прорабатываем эти запросы, и я абсолютно уверен, что контракты будут. Ведь эта машина не только обеспечивает выполнение огневых задач на поле боя, она очень успешно может применяться в антитеррористических операциях. По своей защищенности эта машина равна танку, а по огневой мощи ей на сегодняшний день аналогов в мире нет. У БМПТ большое будущее.
— Ее нынешнее техническое лицо можно считать законченным?
— Конечно же нет. Она также как и танк имеет большой модернизационный потенциал. В частности, мы работаем над тем, чтобы установить на эту машину более совершенную систему управления огнем. Самое главное, что реализовано в конструкции БМПТ, – это модульное построение машины на шасси танка. По требованию заказчика на это шасси может быть установлен боевой модуль фактически в любой конфигурации. Но и существующая модель позволяет решать широкий спектр боевых задач по поражению как наземных, так и воздушных целей, от живой силы до тяжелой бронетехники. Экипаж машины находится внутри корпуса, то есть обеспечивается его повышенная защищенность.
— Существующий сейчас калибр танкового орудия – 125 мм еще не исчерпал себя? Сохраняет ли танковая пушка в этом калибре потенциал по бронепробиваемости?
— Если вспомнить историю отечественного танкостроения, то, действительно, мы всегда достигали паритета по огневой мощи за счет увеличения калибра. Но сейчас калибр 125 мм можно назвать оптимальным, гармонично сочетающим все характеристики. Дальнейшее увеличение калибра приведет к увеличению внутреннего объема, занимаемого под боекомплект, поэтому для сохранения количества боекомплекта придется делать корпус большего размера. Это приведет к увеличению веса танка и т.д. На сегодняшний день дело не в калибре, а в боеприпасах и в обеспечении характеристик самой пушки. Мы тоже работаем над этим. Уже выполнены мероприятия по увеличению живучести ствола, есть наработки по повышению могущества боеприпасов.
— Коснулись ли какие-то изменения автомата заряжания?
— Сейчас мы устанавливаем более совершенный автомат заряжания, адаптированный к новым боеприпасам.
— Имеющим большую длину?
— Да. В целом автомат заряжания себя очень хорошо зарекомендовал. И все рассуждения о том, что иностранные танки успешно обходятся без него я бы назвал дилетантскими. По характеристике «подготовка первого выстрела» мы на 3-4 секунды однозначно опережаем любой танк в мире.
— Есть ли у Т-90С еще ресурсы по повышению защищенности экипажа?
— Конечно есть. Вообще иногда произносят такие слова, которые вызывают просто удивление. Например, говорилось о том, что основным минусом нашего танка является то, что экипаж находится рядом с боекомплектом. А что в «Леопарде» или «Абрамсе» – экипаж не рядом с боекомплектом? Это дилетантские рассуждения ни о чем. Конечно, есть возможность выноса части боекомплекта в заман. Но именно части – весь боекомплект вынести из корпуса танка невозможно. Но тут же встает вопрос о том, как защитить боеприпасы в этом замане. Мы работаем над повышением живучести танка и его экипажа. Устанавливается более совершенное противопожарное оборудование: уменьшено время его срабатывания, повышены характеристики тушения. Проводятся мероприятия по повышению защиты самого экипажа. Например, устанавливается противоосколочный подбой из материала типа кевлар. Создается новая униформа для танкистов из негорючего материала.
— Несколько лет назад велось много разговоров о внедрении на танки российского производства автоматической трансмиссии. Продолжается ли эта работа? Нужна ли вообще АКП российским танкам?
— Автоматическая трансмиссия, безусловно, повышает характеристики подвижности: средние скорости движения, плавность хода. Конечно, мы над этим направлением работаем.
— Речь в данном случае идет о кооперации с западными разработчиками?
— Мы, конечно, изучаем тенденции мирового танкостроения. Сейчас есть много предложения по установке иностранных узлов и агрегатов на нашу машину. Но мы стремимся в первую очередь к использованию своего потенциала и возможностей отечественной промышленности. Нам совершенно не хочется попадать в зависимость от западных производителей. А потом интеграция иностранных комплектующих в нашу конструкцию – не такое простое дело. Возьмем, допустим, некую трансмиссию, которую нужно адаптировать на наш танк. Но такая установка повлечет за собой изменения массы характеристик, причем не только танка, но и этой самой трансмиссии. Необходимо будет менять узлы ходовой части, коробку передач и т.д. Поэтому в первую очередь такими вопросами должен заниматься главный конструктор и КБ, которое создавало машину. Только в КБ могут полностью проанализировать то, как установка того или иного нового компонента повлияет на характеристики машины, будет ли он надежно работать или не будет работать вообще. А сейчас в мире только ленивый не занимается модернизацией танка Т-72. Но, как правило, практика показывает, что внедрение сторонними предприятиями модернизационных компонентов не дает положительного результата и не обеспечивает серьезного приращения потенциала машины. Наша же работа дает результат в виде комплексного серьезного увеличения боевого потенциала.
— Возвращаясь к различного рода высказываниям: а нужен ли реально российскому танку штурвал? Даст ли внедрение такой схемы управления какой-то эффект в плане улучшения управляемости, эргономики рабочего места механика-водителя?
— Установка штурвала тянет за собой целую цепочку различного оборудования, в том числе – гидропневматического, которое обеспечивает передачу усилия со штурвала на механизм поворота. Если нужен штурвал ради штурвала – он будет, в сентябре мы его покажем.
В целом заказчик прежде всего должен определиться: для чего танк нужен на поле боя и каким требованиям он должен соответствовать. И тогда уже наша задача – обеспечить выполнение этих требований, перевести их в конкретное конструкторско-технологическое решение. Но хотелось бы, чтобы к формированию этих требований заказчик подходил разумно. А не выдвигал космических предложений на основе увиденного на зарубежных выставках вооружений. Это очень важно. Ведь можно конечно превратить танк в космический корабль. Но тогда при космической же стоимости он будет бесполезен на поле боя. Нужен заказчику такой танк? Мы сделаем. Но вопрос о том, зачем он нужен, останется открытым.
— А нашумевший отказ от Т-95 был обусловлен отсутствием концепции его применения или техническими проблемами?
— Я думаю, причина отказа – это ряд сложившихся объективных и субъективных обстоятельств. Но в любом случае, это изделие очень перспективное, позволяющее сделать революционный скачок в танкостроении. В нем внедрено большое количество очень перспективных решений, обеспечивающих паритет на многие-многие годы. Аналогов в мире ему нет. Пока больше без комментариев.