Как известно, Индия на сегодня остается главным партнером России в сфере военно-технического сотрудничества. В области боевой и военно-транспортной авиации у наших стран имеются долгосрочные совместные проекты, самые важные из которых – создание перспективного многоцелевого истребителя (FGFA) и транспортного самолета средней грузоподъемности нового поколения (MTA). Однако стремление России диверсифицировать работу на мировом авиационном рынке за счет гражданских проектов, по всей видимости, должно затронуть и Индию. Именно поэтому на прошедшем в начале февраля в городе Бангалор авиасалоне Aero India 2011 на стоянке натурных образцов был представлен не истребитель МиГ-35, принимающий участие в важнейшем тендере на поставку ВВС Индии партии из 126 боевых самолетов, а новый региональный лайнер Sukhoi Superjet 100. |
Генеральный директор АХК «Сухой» и РСК «МиГ» Михаил Погосян в ходе Aero India 2011 заявил: «Мы рассматриваем индийский рынок, рынок Юго-Восточной Азии как перспективный для продвижения самолета Sukhoi Superjet 100 и, думаю, что в ближайшее время выйдем на конкретные договоренности с индийскими авиакомпаниями и с авиакомпаниями других стран региона». Он отметил, что демонстрационные полеты SSJ100 в Бангалоре позволят мировому авиационному сообществу еще раз убедиться, что произведенный в России самолет отвечает стандартам мирового рынка, а заказчикам – обрести уверенность в потенциале «Сухого» успешно реализовать проект. Михаил Погосян напомнил, что 3 февраля Sukhoi Superjet 100 получил сертификат типа, подтверждающий соответствие его типовой конструкции нормам авиационных правил. Это позволяет начать его коммерческую эксплуатацию в парке стартовых заказчиков. Сертификацию по международным требованиям EASA планируется завершить в 2011 г.
Надо отметить, что пресс-конференция в ходе выставки Aero India 2011 стала первым публичным выступлением Михаила Погосяна в должности нового руководителя Объединенной авиастроительной корпорации. Поэтому он коснулся фактически всего круга программ как уже реализующихся с индийской стороной, так и потенциально важных для сотрудничества между нашими странами.
Александр Фомин и Михаил Погосян наблюдают за полетом Sukhoi Superjet 100. |
Первая и, на сегодняшний день, самая важная тема – это FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft), индийский вариант ПАК ФА. Как заявил Михаил Погосян, основной объем работ по первому этапу создания этого самолета (то есть, эскизное проектирование) будет выполнен в 2011 г., а в первой половине 2012 г. их результаты будут предъявлены заказчику.
Это означает, что за предстоящее время будет в целом «прорисована» двухместная версия самолета, поскольку индийские ВВС, в отличие от российских, хотят иметь именно двухместный истребитель пятого поколения, на который будет возложен широкий круг задач по поражению воздушных, наземных и морских целей.
Что касается испытаний ПАК ФА для ВВС РФ, то, по словам Михаила Погосяна, второй опытный образец истребителя пятого поколения приступит к летным испытаниям в ближайшее время. Первый опытный самолет совершил уже около 40 испытательных полетов. Вопросы по нему есть, но, как подчеркнул новый руководитель ОАК, «они носят рабочий характер». В целом в 2011 г. в испытаниях будет участвовать три экземпляра ПАК ФА.
Надо сказать, что реализация российско-индийского проекта истребителя пятого поколения способствует дальнейшему укреплению стратегического партнерства двух стран. Не случайно, кстати, Индия с некоторым, кажется, даже недоумением отвергла довольно неуклюжую попытку США спасти за счет Дели трещащий по швам проект F-35. Напомним, что в конце января, буквально накануне открытия салона Aero India 2011, руководитель управления Министерства обороны США по закупкам и технологиям Эштон Картер заявил, что Индия, если захочет, сможет приобрести истребители F-35 или даже принять участие в программе разработки этого самолета. Однако министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони, выступая на пресс-конференции в Бангалоре, заявил, что Дели не получило от США никаких официальных предложений об участии в программе F-35. Но даже если бы такие последовали, Индия все равно не отказалась бы от FGFA, поскольку уже выбрала стратегического партнера в создании самолета пятого поколения.
Проект перспективного российско-индийского истребителя основан на инновационных технологиях, способствующих развитию авиационной промышленности и смежных с ней отраслей, всего оборонно-промышленного комплекса обоих государств. Совместная разработка и создание истребителя пятого поколения будет содействовать развитию научных школ, обеспечит устойчивую загрузку предприятий оборонной промышленности, участвующих в разработке и производстве самолета. Эта программа дает возможность ускорить разработку и внедрение новых материалов, элементной базы и наукоемких технологий с высоким инновационным потенциалом, открывает перспективы для реализации других проектов унифицированных авиационных комплексов новых поколений. Как отметил в беседе с представителями СМИ первый заместитель директора ФСВТС России Александр Фомин, возглавлявший российскую делегацию на Aero India 2011, проекты подобного рода взаимно обогащают задействованные в них стороны – в данном случае, Россию и Индию.
|
Начало нынешнего этапа сотрудничества между Россией и Индией, характеризующегося не поставкой готовых изделий или передачей лицензии на их сборку, а совместной разработкой перспективных образцов авиационной техники, было положено в середине 90-х годов, когда наши страны договорились о создании самолета, впоследствии получившего обозначение Су-30МКИ. На сегодняшний день, как отметил Михаил Погосян, более 100 многофункциональных истребителей Су-30МКИ находится в эксплуатации в ВВС Индии и их число будет увеличиваться. В настоящее время Министерством обороны Индии, компаниями BraMos, НПО машиностроения, HAL, «Рособоронэкспорт» и «Сухой» ведется работа по адаптации самолетов Су-30МКИ для применения сверхзвуковых ракет BraMos. Кстати, на Aero India 2011 была представлена «Сушка» индийских ВВС, вооруженная ракетой этого типа. Также, как сказал Михаил Погосян, важнейшим направлением работы в Индии является предоставление услуг по сервисному обслуживанию этих и других российских боевых самолетов.
Еще одной серьезной программой взаимодействия России и Индии в сфере боевой авиации является модернизация истребителей МиГ-29 до уровня МиГ-29UPG. В разное время ВВС этой страны были поставлены около 80 машин этого типа. В 2008 г. был заключен контракт стоимостью $964 млн., предусматривающий модернизацию всех имеющихся в боевом составе индийских ВВС МиГ-29 – в настоящее время их насчитывается 63 как в одноместном, так и в двухместном (МиГ-29УБ) варианте. Шесть из них (4 одноместных и 2 двухместных самолета) будут модернизированы в России, остальные – на территории Индии. Первый МиГ-29UPG поднялся в воздух 4 февраля 2011 г. По словам Михаила Погосяна, после завершения испытаний, машина уже в этом году будет передана заказчику.
На Aero India 2011 впервые был показан «живой» Су-30МКИ с подвешенной ракетой BraMos. |
Главным отличием обновленных истребителей стал совершенно новый борт. БРЭО включает радиолокатор с фазированной антенной решеткой «Жук-МЭ», разработанный корпорацией «Фазотрон-НИИР», новую оптико-локационную станцию с лазерным, тепловизионным и телевизионным каналами, многофункциональные индикаторы в кабине пилота. В состав БРЭО входит также система нашлемной индикации фирмы THALES. Ряд элементов навигационного оборудования, средства связи и радиотехнической разведки разработаны и изготавливаются в Индии, в составе БРЭО имеется также оборудование израильского производства. Самолет будет нести большее количество топлива в установленном за кабиной пилота дополнительном топливном баке, аналогичном имеющемуся на МиГ-29СМТ, а также штангу для дозаправки топливом в полете.
За счет установки нового БРЭО, самолет перестанет быть «чистым» истребителем и получит возможность поражать наземные и морские цели. Состав бортового вооружения пополнится ракетами «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, ракетами общего назначения Х-29Т с телевизионной ГСН, противокорабельными Х-31А, противорадиолокационными Х-31П, корректируемыми бомбами семейства КАБ-500.
Первый полет МиГ-29UPG. |
После модернизации снизится стоимость жизненного цикла МиГ-29UPG за счет перевода на эксплуатацию по техническому состоянию.
В целом, «борт» и состав вооружения МиГ-29UPG соответствует таковым у корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, что обеспечивает фактически полную унификацию всех индийских машин семейства МиГ-29.
Надо сказать, что отсутствие МиГ-35 на Aero India 2011 вызвало немало пересудов среди экспертов и любителей авиации. Ведь все зарубежные конкуренты российской машины, также участвующие в тендере по программе MMRCA: американские F-18E/F и F-16C/D, европейский EF2000 Typhoon, французский Rafale и шведский JAS 39, на салоне присутствовали и активно участвовали в демонстрационных полетах. Комментируя эту ситуацию, Михаил Погосян отметил: «Мы считаем, что в целом успешно провели в Индии демонстрацию этого самолета. Мы провели испытания МиГ-35 в условиях высокогорья, продемонстрировали его возможности по поражению воздушных и наземных целей. Сейчас ведем работу по наращиванию его характеристик и хотим дать возможность индийской стороне спокойно принять решение о том, кто станет победителем тендера».
По всей видимости, весной этого года МиГ-35 вновь прилетит в Индию. Потенциальные заказчики получат возможность ознакомиться с расширенными возможностями БРЛС с активной фазированной решеткой «Жук-АЭ». По словам главного конструктора корпорации «Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, модернизированный вариант «Жук-АЭ» имеет больший диаметр антенной решетки, большее количество приемо-передающих модулей. Дальность действия радара доведена до 160 км. Добавлена встроенная станция радиотехнической разведки. По требованию индийской стороны, увеличена зона обзора, которая теперь составляет ±60 градусов по азимуту и ±50 градусов по вертикали. В этой зоне РЛС дает летчику полную ситуационную осведомленность: позволяет определить тип и класс целей, понять, какие из них представляют угрозу для самолета, а какие – нет, помогает организовать взаимодействие с другими самолетами. Все это – уже реально достигнутые характеристики РЛС «Жук-АЭ».
Обновленная РЛС с АФАР «Жук-АЭ». |
Что касается главной интриги тендера по программе MMRCA, то есть даты объявления победителя, то в ходе Aero India 2011 ясность в этот вопрос так и не была внесена. Министр обороны Аракапарамбил Куриан Энтони сказал, что контракт с победителем будет подписан до конца 2011 г., командующий ВВС Прадип Васант Наик заявил, что победитель будет назван в сентябре 2011 г. Ранее в этом году были озвучены и другие варианты, в частности о том, что контракт будет заключен до конца 2011 финансового года, который кончается в марте 2012 г.
Как бы то ни было, российская сторона традиционно высоко оценивает шансы МиГ-35 на победу. Это в очередной раз подтвердил и Михаил Погосян в ходе салона. Логика развития взаимоотношений России и Индии в сфере ВТС, в частности, приведение к одному техническому лицу фактически всего парка индийских МиГ-29, продолжение развития программы Су-30МКИ, стратегическое партнерство наших стран в деле создания истребителя пятого поколения говорит о том, что МиГ-35 является наиболее естественным выбором для наращивания боевых возможностей ВВС Индии. Так ли это на самом деле мы узнаем уже очень скоро.