Региональная премьера
Россия рассчитывает завоевать Индию не только истребителями, но и лайнером «Суперджет»

Как известно, Индия на сегодня остается главным партнером России в сфере военно-технического сотрудничества. В области боевой и военно-транспортной авиации у наших стран имеются долгосрочные совместные проекты, самые важные из которых – создание перспективного многоцелевого истребителя (FGFA) и транспортного самолета средней грузоподъемности нового поколения (MTA). Однако стремление России диверсифицировать работу на мировом авиационном рынке за счет гражданских проектов, по всей видимости, должно затронуть и Индию. Именно поэтому на прошедшем в начале февраля в городе Бангалор авиасалоне Aero India 2011 на стоянке натурных образцов был представлен не истребитель МиГ-35, принимающий участие в важнейшем тендере на поставку ВВС Индии партии из 126 боевых самолетов, а новый региональный лайнер Sukhoi Superjet 100.

Илья КЕДРОВ

БАНГАЛОР – МОСКВА

 

Генеральный директор АХК «Сухой» и РСК «МиГ» Михаил Погосян в ходе Aero India 2011 заявил: «Мы рассматриваем индийский рынок, рынок Юго-Восточной Азии как перспективный для продвижения самолета Sukhoi Superjet 100 и, думаю, что в ближайшее время выйдем на конкретные договоренности с индийскими авиакомпаниями и с авиакомпаниями других стран региона». Он отметил, что демонстрационные полеты SSJ100 в Бангалоре позволят мировому авиационному сообществу еще раз убедиться, что произведенный в России самолет отвечает стандартам мирового рынка, а заказчикам – обрести уверенность в потенциале «Сухого» успешно реализовать проект. Михаил Погосян напомнил, что 3 февраля Sukhoi Superjet 100 получил сертификат типа, подтверждающий соответствие его типовой конструкции нормам авиационных правил. Это позволяет начать его коммерческую эксплуатацию в парке стартовых заказчиков. Сертификацию по международным требованиям EASA планируется завершить в 2011 г.

Надо отметить, что пресс-конференция в ходе выставки Aero India 2011 стала первым публичным выступлением Михаила Погосяна в должности нового руководителя Объединенной авиастроительной корпорации. Поэтому он коснулся фактически всего круга программ как уже реализующихся с индийской стороной, так и потенциально важных для сотрудничества между нашими странами.

Александр Фомин и Михаил Погосян наблюдают за полетом Sukhoi Superjet 100.

Первая и, на сегодняшний день, самая важная тема – это FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft), индийский вариант ПАК ФА. Как заявил Михаил Погосян, основной объем работ по первому этапу создания этого самолета (то есть, эскизное проектирование) будет выполнен в 2011 г., а в первой половине 2012 г. их результаты будут предъявлены заказчику.

Это означает, что за предстоящее время будет в целом «прорисована» двухместная версия самолета, поскольку индийские ВВС, в отличие от российских, хотят иметь именно двухместный истребитель пятого поколения, на который будет возложен широкий круг задач по поражению воздушных, наземных и морских целей.

Что касается испытаний ПАК ФА для ВВС РФ, то, по словам Михаила Погосяна, второй опытный образец истребителя пятого поколения приступит к летным испытаниям в ближайшее время. Первый опытный самолет совершил уже около 40 испытательных полетов. Вопросы по нему есть, но, как подчеркнул новый руководитель ОАК, «они носят рабочий характер». В целом в 2011 г. в испытаниях будет участвовать три экземпляра ПАК ФА.

Надо сказать, что реализация российско-индийского проекта истребителя пятого поколения способствует дальнейшему укреплению стратегического партнерства двух стран. Не случайно, кстати, Индия с некоторым, кажется, даже недоумением отвергла довольно неуклюжую попытку США спасти за счет Дели трещащий по швам проект F-35. Напомним, что в конце января, буквально накануне открытия салона Aero India 2011, руководитель управления Министерства обороны США по закупкам и технологиям Эштон Картер заявил, что Индия, если захочет, сможет приобрести истребители F-35 или даже принять участие в программе разработки этого самолета. Однако министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони, выступая на пресс-конференции в Бангалоре, заявил, что Дели не получило от США никаких официальных предложений об участии в программе F-35. Но даже если бы такие последовали, Индия все равно не отказалась бы от FGFA, поскольку уже выбрала стратегического партнера в создании самолета пятого поколения.

Проект перспективного российско-индийского истребителя основан на инновационных технологиях, способствующих развитию авиационной промышленности и смежных с ней отраслей, всего оборонно-промышленного комплекса обоих государств. Совместная разработка и создание истребителя пятого поколения будет содействовать развитию научных школ, обеспечит устойчивую загрузку предприятий оборонной промышленности, участвующих в разработке и производстве самолета. Эта программа дает возможность ускорить разработку и внедрение новых материалов, элементной базы и наукоемких технологий с высоким инновационным потенциалом, открывает перспективы для реализации других проектов унифицированных авиационных комплексов новых поколений. Как отметил в беседе с представителями СМИ первый заместитель директора ФСВТС России Александр Фомин, возглавлявший российскую делегацию на Aero India 2011, проекты подобного рода взаимно обогащают задействованные в них стороны – в данном случае, Россию и Индию.

Начало нынешнего этапа сотрудничества между Россией и Индией, характеризующегося не поставкой готовых изделий или передачей лицензии на их сборку, а совместной разработкой перспективных образцов авиационной техники, было положено в середине 90-х годов, когда наши страны договорились о создании самолета, впоследствии получившего обозначение Су-30МКИ. На сегодняшний день, как отметил Михаил Погосян, более 100 многофункциональных истребителей Су-30МКИ находится в эксплуатации в ВВС Индии и их число будет увеличиваться. В настоящее время Министерством обороны Индии, компаниями BraMos, НПО машиностроения, HAL, «Рособоронэкспорт» и «Сухой» ведется работа по адаптации самолетов Су-30МКИ для применения сверхзвуковых ракет BraMos. Кстати, на Aero India 2011 была представлена «Сушка» индийских ВВС, вооруженная ракетой этого типа. Также, как сказал Михаил Погосян, важнейшим направлением работы в Индии является предоставление услуг по сервисному обслуживанию этих и других российских боевых самолетов.

Еще одной серьезной программой взаимодействия России и Индии в сфере боевой авиации является модернизация истребителей МиГ-29 до уровня МиГ-29UPG. В разное время ВВС этой страны были поставлены около 80 машин этого типа. В 2008 г. был заключен контракт стоимостью $964 млн., предусматривающий модернизацию всех имеющихся в боевом составе индийских ВВС МиГ-29 – в настоящее время их насчитывается 63 как в одноместном, так и в двухместном (МиГ-29УБ) варианте. Шесть из них (4 одноместных и 2 двухместных самолета) будут модернизированы в России, остальные – на территории Индии. Первый МиГ-29UPG поднялся в воздух 4 февраля 2011 г. По словам Михаила Погосяна, после завершения испытаний, машина уже в этом году будет передана заказчику.

На Aero India 2011 впервые был показан «живой» Су-30МКИ с подвешенной ракетой BraMos.

Главным отличием обновленных истребителей стал совершенно новый борт. БРЭО включает радиолокатор с фазированной антенной решеткой «Жук-МЭ», разработанный корпорацией «Фазотрон-НИИР», новую оптико-локационную станцию с лазерным, тепловизионным и телевизионным каналами, многофункциональные индикаторы в кабине пилота. В состав БРЭО входит также система нашлемной индикации фирмы THALES. Ряд элементов навигационного оборудования, средства связи и радиотехнической разведки разработаны и изготавливаются в Индии, в составе БРЭО имеется также оборудование израильского производства. Самолет будет нести большее количество топлива в установленном за кабиной пилота дополнительном топливном баке, аналогичном имеющемуся на МиГ-29СМТ, а также штангу для дозаправки топливом в полете.

За счет установки нового БРЭО, самолет перестанет быть «чистым» истребителем и получит возможность поражать наземные и морские цели. Состав бортового вооружения пополнится ракетами «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, ракетами общего назначения Х-29Т с телевизионной ГСН, противокорабельными Х-31А, противорадиолокационными Х-31П, корректируемыми бомбами семейства КАБ-500.

Первый полет МиГ-29UPG.

После модернизации снизится стоимость жизненного цикла МиГ-29UPG за счет перевода на эксплуатацию по техническому состоянию.

В целом, «борт» и состав вооружения МиГ-29UPG соответствует таковым у корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, что обеспечивает фактически полную унификацию всех индийских машин семейства МиГ-29.

Надо сказать, что отсутствие МиГ-35 на Aero India 2011 вызвало немало пересудов среди экспертов и любителей авиации. Ведь все зарубежные конкуренты российской машины, также участвующие в тендере по программе MMRCA: американские F-18E/F и F-16C/D, европейский EF2000 Typhoon, французский Rafale и шведский JAS 39, на салоне присутствовали и активно участвовали в демонстрационных полетах. Комментируя эту ситуацию, Михаил Погосян отметил: «Мы считаем, что в целом успешно провели в Индии демонстрацию этого самолета. Мы провели испытания МиГ-35 в условиях высокогорья, продемонстрировали его возможности по поражению воздушных и наземных целей. Сейчас ведем работу по наращиванию его характеристик и хотим дать возможность индийской стороне спокойно принять решение о том, кто станет победителем тендера».

По всей видимости, весной этого года МиГ-35 вновь прилетит в Индию. Потенциальные заказчики получат возможность ознакомиться с расширенными возможностями БРЛС с активной фазированной решеткой «Жук-АЭ». По словам главного конструктора корпорации «Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, модернизированный вариант «Жук-АЭ» имеет больший диаметр антенной решетки, большее количество приемо-передающих модулей. Дальность действия радара доведена до 160 км. Добавлена встроенная станция радиотехнической разведки. По требованию индийской стороны, увеличена зона обзора, которая теперь составляет ±60 градусов по азимуту и ±50 градусов по вертикали. В этой зоне РЛС дает летчику полную ситуационную осведомленность: позволяет определить тип и класс целей, понять, какие из них представляют угрозу для самолета, а какие – нет, помогает организовать взаимодействие с другими самолетами. Все это – уже реально достигнутые характеристики РЛС «Жук-АЭ».

Обновленная РЛС с АФАР «Жук-АЭ».

Что касается главной интриги тендера по программе MMRCA, то есть даты объявления победителя, то в ходе Aero India 2011 ясность в этот вопрос так и не была внесена. Министр обороны Аракапарамбил Куриан Энтони сказал, что контракт с победителем будет подписан до конца 2011 г., командующий ВВС Прадип Васант Наик заявил, что победитель будет назван в сентябре 2011 г. Ранее в этом году были озвучены и другие варианты, в частности о том, что контракт будет заключен до конца 2011 финансового года, который кончается в марте 2012 г.

Как бы то ни было, российская сторона традиционно высоко оценивает шансы МиГ-35 на победу. Это в очередной раз подтвердил и Михаил Погосян в ходе салона. Логика развития взаимоотношений России и Индии в сфере ВТС, в частности, приведение к одному техническому лицу фактически всего парка индийских МиГ-29, продолжение развития программы Су-30МКИ, стратегическое партнерство наших стран в деле создания истребителя пятого поколения говорит о том, что МиГ-35 является наиболее естественным выбором для наращивания боевых возможностей ВВС Индии. Так ли это на самом деле мы узнаем уже очень скоро.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS