Дальше, быстрее, точнее
Борис Обносов на МАКС-2019 рассказал о приоритетах корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Одними из важнейших мероприятий московского Международного аэрокосмического салона стали пресс-конференции генерального директора Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Бориса Обносова. Эти традиционные встречи с прессой используются для того, чтобы рассказать о новых изделиях КТРВ. МАКС 2019 не стал исключением. На стенде КТРВ, как подчеркнул руководитель холдинга, демонстрировались изделия, которые либо только что прошли государственные испытания, либо находятся на заключительных этапах проверок.

Илья КЕДРОВ

При этом экспозиция КТРВ на МАКС-2019 заметно расширилась за счет демонстрации продукции двойного и гражданского назначения, созданной входящими в Корпорацию предприятиями. «Мы делаем все возможное, чтобы выйти, может быть, не точно на те показатели, которые всегда фигурируют – 30 процентов гражданской продукции к 2025 году и 50 процентов – к 2030 году, но по крайней мере вплотную приблизиться к ним», – сказал Борис Обносов.

Он отметил, что численность работников Корпорации сегодня – около 55 тысяч человек, в 2018 году объем выручки составил около 230 млрд. рублей, чистая прибыль – 28 млрд. По объему выручки КТРВ каждый год стабильно прибавляет по 10-15%.

Продолжилось расширение КТРВ – в состав Корпорации включен Концерн «Гранит-Электрон». «Этот небольшой холдинг, объединяющий семь предприятий, крайне важен для нас, – подчеркнул Борис Обносов. – 60 процентов его заказа предназначается для ВПК «НПО машиностроения», входящей в состав КТРВ».

Экспозиция Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС-2019.

Что касается демонстрации новых изделий разработки и производства Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС 2019, то главными новинками стали корректируемые авиабомбы. Как отметил Борис Обносов, в кризисные 1990-е Россия отстала от западных конкурентов по этому направлению авиационных средств поражения. Сейчас это отставание сокращается.

На стенде Корпорации впервые были продемонстрированы корректируемая авиационная бомба с фугасной боевой частью К08БЭ калибром 500 кг и управляемая планирующая авиационная бомба К029БЭ (УПАБ-1500Б-Э) калибром 1500 кг. Последний образец предназначен для поражения малоразмерных прочных и особо прочных объектов с известными координатами. Высота сброса К029БЭ – до 15 тыс. метров, точность (Екво) – до 10 метров. У К08БЭ высота сброса – до 14 тыс. метров. Оба образца оснащаются инерциально-спутниковой системой наведения и интеллектуальными взрывателями с тремя режимами задержки детонации.

Среди новых разработок Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» – боеприпасы семейства «Гром-Э».

По этим изделиям полностью завершены государственные испытания, начались поставки в строевые части ВКС РФ, более того, как отметил генеральный директор ГНПП «Регион» Игорь Крылов, уже заключены контракты на экспорт новых бомб.

Также в экспозиции КТРВ можно было увидеть и корректируемую авиационную бомбу с лазерной головкой самонаведения и осколочно-фугасной боевой частью КАБ-250ЛГ-Э, которая уже демонстрировалась ранее. Она предназначена для поражения легкоуязвимой техники, железнодорожных узлов, складов боеприпасов и т.п. Бомбы этого типа могут применяться одиночно и залпом с самолетов фронтовой авиации, оборудованных системой лазерного подсвета, а также при внешнем подсвете цели. Масса боевой части этого боеприпаса – 165 кг.

Как сказал Борис Обносов, если по бомбам калибра 1500 и 500 кг у КТРВ были наработки и раньше, то КАБ-250ЛГ-Э – полностью новая разработка. «Почему это важно Тратить мощный боеприпас калибра 1500 или 500 кг для поражения небольшой или слабозащищенной цели слишком накладно. Поэтому мы в ближайшем будущем будем осваивать корректируемые авиационные бомбы калибра 100 кг и, возможно, 50 кг», – сообщил руководитель Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Что касается новинок – К08БЭ и К029БЭ, то, как отметил Борис Обносов, «по данному виду оружия мы сильно прибавили в характеристиках по дальности. У бомбы калибра 1500 кг дальность в экспортном варианте сейчас составляет 50 км, а у К08БЭ – 40 км. Это уже позволяет использовать их вне зоны поражения средств ПВО противника, чтобы сохранить жизни летчиков и авиатехнику».

Корректируемая авиационная бомба К08БЭ.

Ведутся работы и по миниатюризации ракет класса «воздух-поверхность». Это – не просто модное направление развития вооружения, а насущная необходимость. Ведь чем больше можно подвесить ракет на носитель – тем выше его боевая эффективность. К тому же все большее распространение получают ударные БЛА, для которых также необходимо современное высокоэффективное управляемое оружие относительно небольших габаритов. По словам Бориса Обносова, одно из направлений работы по уменьшению массогабаритных и весовых характеристик авиационных средств поражения было «нащупано» при создании ракеты типа Х-38МЭ. «Я считаю, что это одно из важнейших направлений, – подчеркнул генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». – И мы уже очень близки к завершению создания изделий класса «воздух-поверхность» массой сто килограмм и меньше».

Управляемая планирующая авиабомба К029БЭ.

Главный сдерживающий фактор в этой работе – известные трудности российского ОПК с элементной базой современного уровня. «Этому вопросу сегодня уделяется большое внимание, в том числе и руководством страны, многое делается, – сказал Борис Обносов, – но нельзя за один день исправить то, что разрушалось десятилетиями».

Отвечая на вопрос о том, как идет работа по созданию гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», он отметил: «Вы знаете, что работа непростая, аналогов этому изделию нет. Но она завершится в согласованные с заказчиком сроки».

В целом, как сказал Борис Обносов, основные тенденции развития управляемого авиационного вооружения – «дальше, быстрее, точнее». Один из примеров достижений КТРВ в этом контексте – ракеты класса «воздух-воздух». В частности, максимальная дальность пуска ракеты малой дальности РВВ-МД сегодня составляет 40 км – по этому показателю она приблизилась к более старым ракетам средней дальности, например, у Р-27Р1 максимальная дальность – 50 км. А дальность пуска у ракеты средней дальности РВВ-СД – 110 км, то есть они фактически могут заменить Р-33Э, являющиеся главной ударной силой самолета-перехватчика МиГ-31. В свою очередь, РВВ-БД позволяет поражать самолеты, вертолеты и крылатые ракеты на расстоянии до 200 км.

Среди приоритетов Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» – создание универсальных авиаицонных средств поражения, которые можно интегрировать на борт любых современных самолетов.

У авиационной тактической противокорабельной ракеты Х-35УЭ благодаря переходу на новый двигатель и изменению компоновки удалось увеличить емкость топливных баков, соответственно, дальность пуска возросла до 260 км (против 130 км у Х-35Э). Кроме того, у нее новая система управления, а также значительно повышена помехозащищенность. «Это тоже один из актуальных критериев, поскольку рассчитывать, что в бою с равным по возможностям противником ракета, имеющая низкую помехозащищенность, достигнет цели – несколько наивно, – отметил Борис Обносов. – Сегодня мы находимся на завершающем этапе испытаний и рассчитываем адаптировать эту ракету для береговых и корабельных комплексов. При максимальной дальности 260 км это позволяет решать задачи по уничтожению морских целей на дальних подступах».

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» будет участвовать в производстве нового авиадвигателя ПД-14.

Авиационная высокоскоростная ракета класса «воздух-РЛС» Х-31ПД, предназначенная для поражения радиолокационных станций, вместо селективной головки самонаведения (ГСН) получила широкополосную ГСН, которая перекрывает весь диапазон частот РЛС систем и комплексов ПВО вероятного противника.

Еще один современный тренд – размещение авиационных средств поражения во внутрифюзеляжных отсеках истребителей пятого поколения. В рамках создания российского Су-57 были разработаны модульные ракеты малой дальности типа Х-38МЭ и противорадиолокационная Х-58УШКЭ. Но, как подчеркнул Борис Обносов, это не уникальное вооружение только для Су-57 – такой подход был бы нерациональным. Х-38МЭ и Х-58УШКЭ могут размещаться на внешней подвеске самолетов четвертого поколения Су-35 и Су-34, а также на истребителях марки «МиГ».

Среди образцов продукции двойного назначения, представленных Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС 2019, были и уникальный тренажерный комплекс для подготовки парашютистов «Кудесник», и инновационные эндопротезы из углерод-углеродного композиционного материала, которые по всем параметрам превосходят использующиеся сейчас титановые искусственные суставы (подробнее об этих разработках см. журнал «Национальная оборона» №8/2019 г.). Особо хотелось бы отметить реверсивное устройство и другие элементы конструкции нового авиа­двигателя ПД-14, выполненные из полимерных композиционных материалов (ПКМ) пермским заводом «Машиностроитель», также входящим в состав КТРВ. Предприятие освоило уникальные технологии композиционного производства для авиастроения: раскрой на плоттере выкройки согласно схеме армирования, выкладку с помощью лазерного проектора раскроенных заготовок, вакуумно-автоклавное формирование, изготовление мастер-моделей, повторяющих облик изделия и другие. Из ПКМ «Машиностроитель» изготавливает помимо реверсивного устройства также корпус передний и панели обшивки газогенератора двигателя ПД-14.

Тренажерный комплекс для подготовки парашютистов «Кудесник».

Как известно, первый полет новый среднемагистральный лайнер МС-21-300 совершил с американскими двигателями Pratt&Whitney PW1000G. Однако разработка российского варианта силовой установки с двумя моторами ПД-14 в настоящее время подходит к своей финальной стадии. В 2018 г. на двигатель ПД-14 был выдан Сертификат типа Росавиации. В настоящее время ведется работа по валидации данного Сертификата Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Производство ПД-14 также планируется сертифицировать по требованиям Росавиации и EASA. В ближайшем будущем МС-21-300 должен совершить первый полет с двигателями этого типа. Как подчеркнул Борис Обносов, после завершения испытаний и начала серийного изготовления ПД-14 завод «Машиностроитель» получит хорошую загрузку по программе производства новых авиадвигателей. Это повлечет за собой значительное увеличение объемов гражданского производства Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в целом.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS