Инновации ЦНИРТИ – Военно-Морскому флоту России
АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» проводит ряд инновационных проектов

Автоматизированный измерительно-вычислительный комплекс на основе безэховой камеры.

История АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» связана с локацией, радиомониторингом, средствами радиоэлектронной защиты. Тематика института охватывала различные теоретические и экспериментальные аспекты развития радиоэлектроники страны. Одновременно перед институтом ставится задача проведения соответствующих исследований и разработки средств радиоэлектронной защиты.

Григорий АНДРЕЕВ

Владимир СОЛДАТОВ

АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» совместно с бывшим своим филиалом АО «КНИРТИ» имел в 1960-1970 гг. практический опыт в создании морской космической системы мониторинга и целеуказания. Эта тематика развивается и в настоящее время, в том числе и на авиационных носителях.

В 1960-1980-х гг. ЦНИРТИ занимался разработкой средств радиоэлектронной защиты авиации ВМФ – самолетов Ту-22М2 (М3), Ту-142 (М), Як-41, экранопланов типа «Лунь».

Григорий Иванович АНДРЕЕВ – генеральный директор АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», доктор технических наук, профессор

В 1960-1970-е гг., была разработана и принята на вооружение станция активных помех (САП) «Сирень-Д», которая позволила обеспечить защиту самолетов семейства «Ту» от средств ПВО вероятного противника.

В 1980-е гг. институтом на смену устаревшей САП «Сирень-Д» была разработана более совершенная станция «Герань-ДУ (М)». Эта станция по настоящее время находится в эксплуатации в составе бортовых комплексов обороны (БКО) вышеуказанных самолетов.

В 1970-1980-е гг. осуществляются проектирование и создание уникального, самого большого на тот момент летательного аппарата – экраноплана КМ. Разрабатываются также экранопланы «Орленок», «Лунь». ЦНИРТИ создает для обеспечения радиоэлектронной защиты этих объектов комплекс, в составе которого впервые находятся буксируемые средства.

В 2005 г. институту была поручена разработка комплекса радиоэлектронного подавления (КРЭП) для индивидуальной и взаимной защиты самолетов-амфибий А-42. Задачей самолета-амфибии А-42 являлось спасение на морских акваториях экипажей гибнущих кораблей, в том числе, экипажей подводных лодок. При разработке КРЭП для А-42 предусматривалось применение современных радиотехнических и оптико-электронных средств, позволяющих обнаруживать и создавать противодействие современным средствам ПВО вероятного противника в широком диапазоне частот (от инфракрасного до СВЧ), применение современных схемотехнических, технологических и конструктивных решений и новых видов помех. Дальнейшим развитием этого направления стало проектирование бортового комплекса обороны для многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, разработанного ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Проектирование велось на базе БКО для самолетов семейства Ил-76.

Начиная с 1980-х гг. в станциях активных помех, в первую очередь – предназначенных для индивидуальной защиты самолетов, стали применяться устройства цифрового запоминания принятого зондирующего сигнала (технология DRFM), что позволило уменьшить энергетические потери помеховых сигналов и повысить их эффективность с учетом информационно-статистического характера обработки отправленного сигнала современных РЛС. Адаптивный характер создаваемых имитационных помех позволил организовать ряд оптимальных режимов помехообразования, в том числе и угломерным каналам наведения.

Владимир Петрович СОЛДАТОВ – главный конструктор направления АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга»

Начиная с 1985 г. ЦНИРТИ перешел к созданию единых цифровых систем с временным и пространственным управлением ресурсами подавления, решающих одновременно задачи обнаружения и анализа угрозы, а также постановки помех параллельно нескольким целям без участия оператора.

Основополагающей работой стал проект интегрированного радиоэлектронного комплекса для перспективных многофункциональных истребителей, разрабатывавшихся в 1990-х гг., в том числе и для самолетов палубной авиации – истребителей вертикального взлета и посадки Як-41.

В середине 1990-х гг. была принята концепция создания комплекса РЭП в виде многодатчиковой интегрированной системы радиоэлектронной защиты самолета. Тем самым развитие средств РЭП в АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» получило новый импульс. Началось создание базовых элементов системы радиоэлектронной защиты, таких, как цифровой радиочастотной памяти (DRFM), переносчиков (конверторов) частоты, быстродействующих синтезаторов, активной буксируемой радиолокационной ловушки (АБРЛ), элементов активной фазированной антенной решетки (АФАР).

Базовые элементы, объединенные в канал системы определения и воспроизведения частоты, позволяют создавать станции активных помех под конкретное размещение на объекте. Высокие технические характеристики DRFM, такие, как полоса рабочих частот, время реакции, объем памяти – обеспечивают эффективное противодействие бурно развивающимся радиолокационным средствам. При создании этих базовых элементов широко используется комплексная микроминиатюризация. Ярким примером может служить сама система DRFM. Основой DRFM разработки АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» является СБИС 1879ВМ3 (технология-система на кристалле), обеспечивающая рабочую полосу частот более 500 МГц и имеющая в своем составе АЦП, ЦАП, арифметические логические устройства (АЛУ), интерфейсы. СБИС создана ЦНИРТИ и НТЦ «Модуль», в настоящее время ведутся разработки по расширению полосы изделия.

На основе унифицированных базовых цифровых элементов и технологий создана одноконтейнерная малогабаритная станция помех МСП-418К для самолетов семейства МиГ-29, в частности, и для истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ.

Радиолокационный измерительный комплекс.

Одной из перспективных тенденций дальнейшего развития РЭБ и создания радиоэлектронных средств мониторинга и защиты является интегрирование воздушных, наземных, морских и космических средств РЭБ в единую сеть, что позволит обеспечить защиту даже для небольшого подразделения или объекта. Концепция интеграции базируется в основном на развитии цифровых направлений техники радиомониторинга (РМ) и активного РЭП.

Разработка когерентного цифрового приемника-передатчика РЭБ с функциями пеленгатора излучающих средств и радиолокационного (РЛ) обнаружения госопознования и связи обеспечит интеграцию. Возможности когерентного цифрового приемника-передатчика на базе технологии цифрового запоминания и воспроизведения частоты позволяют реализовать имитацию для РЛС противника фантома или нескольких фантомов цели со всеми необходимыми характеристиками, особенностями «портрета» цели по ее отражательной способности, динамике движения, протяженности (геометрическим размерам), спектральным характеристикам. Таким образом, внедрение в практику РЭБ цифровых методов обработки радиоэлектронных сигналов позволяет решить задачу радиоэлектронной защиты практически любого объекта космического, воздушного, наземного или морского базирования. Задачи РЭБ – это не только поражающее воздействие, но и защита объекта, в том числе управлением его заметностью и «маскировкой».

Одноконтейнерная малогабаритная станция помех МСП-418К под крылом истребителя МиГ-35.

АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» проводит ряд инновационных проектов и создает уникальную испытательную базу для решения вышеперечисленных задач. Это создание микро- и наноразмерных нитевидных структур на основе технического углерода, поглощающих электромагнитное излучение в широком диапазоне частот, от радио до инфракрасного (ИК), ультрафиолетового (УФ) и лазерно-лучевого (ЛИ), технологии формирования радиолокационных портретов объектов по их отражательным характеристикам и др. Технология формирования радиолокационных портретов объектов позволяет создавать морские и радиозаметные ложные цели и обеспечивать защиту важных объектов.

Для исследования особенностей вышеперечисленных технологий имеется полигон и созданы специальные уникальные стенды и ряд изделий для экспериментально-испытательного комплекса (полигона), в том числе для технологии исследования лучевой стойкости материалов, имеется технология создания безэховых камер, обеспечивающая решение задач по ЭМС и отработку техники созданной по технологии АФАР.

Все вышеперечисленное позволяет решать задачи радиоэлектронного мониторинга и защиты важных объектов, создания полигонов и обучающих средств, в том числе для морской авиации.

АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга»

Россия, 107078, Москва,

ул. Новая Басманная, 20 стр. 9

Тел: + 7 (499) 267-4393

Факс: + 7 (499) 267-2143

post@cnirti.ru

www.цнирти.рф


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS