В декабре 2006 г. на Новосибирском авиазаводе состоялась торжественная церемония, в ходе которой ВВС России были переданы два первых серийных фронтовых бомбардировщика Су-34. Тогда, 10 лет назад, это стало настоящим событием. Еще бы, ведь новые фронтовые бомбардировщики с бортовыми номерами «01» и «02» были первыми машинами, переданными заводом имени Чкалова Министерству обороны после восьмилетнего перерыва. Да и вообще первыми самолетами марки «Су» новой постройки, полученными российскими авиаторами после катастрофического обвала госзаказа в кризисные 90-е. Контракты на поставку ВВС самолетов семейства Су-30, а также Су-35 были подписаны позднее. |
А к августу 2016 г. Новосибирский авиазавод собрал уже сотый с начала программы бомбардировщик. Это событие оказалось приурочено к 85-летию этого филиала Компании «Сухой», которое отмечалось 19 августа.
Сегодня передача очередных новых машин этого типа военным уже стала рутиной. НАЗ сейчас изготавливает Су-34 в рамках второго контракта с МО РФ на поставку 92 Су-34. Контракт был заключен 1 марта 2012 г., новосибирцы должны выполнить его к 2020 г.
|
Выполнение предыдущего, подписанного в ноябре 2008 г., государственного контракта на поставку ВВС РФ 32 бомбардировщиков Су-34 Компания «Сухой» завершила 16 декабря 2013 г. Контракты 2008 и 2012 гг. – крупнейшие соглашения на поставку боевой авиационной техники, предусмотренные Государственной программой вооружения на 2011-2020 гг.
После финализации контракта 2012 г. в составе ВКС России будут 124 самолета Су-34. А всего Минобороны планирует приобрести до 200 машин этого типа, которые со временем полностью заменят в строевых частях бомбардировщик Су-24М.
Фактически, благодаря сотрудничеству с российским Минобороны по созданию нового фронтового бомбардировщика, Компании «Сухой» удалось удержать НАЗ на плаву. Затем устойчивости предприятию добавило его вовлечение в серийное изготовление региональных лайнеров Sukhoi Superjet 100.
Началась же история НАЗ им. В.П. Чкалова в 1931 г., когда был заложен первый камень в строительство завода горного оборудования. Спустя пять лет предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод. На протяжении десятилетий Новосибирский авиационный завод успешно выпускал и выпускает военные и гражданские самолеты, созданные корифеями отечественного самолетостроения: П.О. Сухим, А.С. Яковлевым, А.И. Микояном. За это время с взлетной полосы предприятия поднялось в небо около 20 тысяч самолетов. Это такие машины, как И-16, ЛаГГ-3, Як-7, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28, Су-9, Су-11, Су-15, Ан-38, Су-24, Су-34.
Сегодня Новосибирский авиазавод работает с максимальной загрузкой. Действующий сейчас государственный контракт с Министерством обороны на поставку Су-34 обеспечивает стабильную загрузку предприятия на ближайшие годы и определяет перспективы его долгосрочного развития.
На заводе продолжается глубокая реконструкция и глобальное техническое перевооружение, в цехах установлены высокопроизводительные станки и обрабатывающие центры, используются технологии «бережливого производства». Особое внимание уделяется кадровому составу предприятия. Сотрудники периодически проходят обучение и повышение квалификации; для привлечения на завод молодых кадров создан общеобразовательный консорциум.
Благодаря слаженной работе, мерам по развитию производства, принимающимися руководством предприятия и Компании «Сухой» в целом, НАЗ по итогам 2014 и 2015 годов удавалось изготавливать даже сверхплановые бомбардировщики.
Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям (в том числе – малоразмерным и подвижным), в ходе автономных и групповых действий днем и ночью, а также ведения воздушной разведки. Конструкция самолета и состав бортового оборудования позволяют ему выполнять боевые задачи в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия.
Труд главного конструктора Су-34 Роллана Мартиросова отмечен орденом Александра Невского. |
В состав БРЭО самолета входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС заднего обзора, предназначенная для предупреждения экипажа об атаке противника и управления ракетами класса «воздух-воздух» в задней полусфере, и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Для обнаружения и обстрела малоразмерных целей предназначается также двухканальная оптико-электронная система с тепловизором.
БРЭО, как сказал в ходе празднования 85-летия НАЗ главный конструктор Су-34 Роллан Мартиросов, впервые в России выполнено как единый цифровой комплекс. «Это дает огромные преимущества в разработках, испытаниях и позволяет легко и просто переделывать самолет под выполняемые задачи», – отметил главный конструктор.
Су-34 имеет 12 точек подвески вооружения, две из которых расположены тандемно между мотогондолами и предназначаются для тяжелого вооружения класса «воздух-поверхность». Номенклатура ударного вооружения включает ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций, ракеты средней дальности Х-31 П/А, Х-59М, корректируемые бомбы типа КАБ-500 и КАБ-1500, а также бомбы свободного падения и блоки неуправляемых ракет. Вооружение класса «воздух-воздух» включает ракеты Р-73, Р-27 различных модификаций, РВВ-АЕ. Сообщалось, что по результатам госиспытаний Су-34 может применять порядка 20 видов управляемого оружия, в том числе разработанного в последние годы. Боевая нагрузка самолета составляет 8000 кг. В состав вооружения входит также встроенная пушка ГШ-301 калибром 30 мм.
Первоначально на Су-34 устанавливались двигатели АЛ-31Ф, позднее им на смену пришли модернизированные моторы АЛ-31ФМ1 с тягой 13,5 т.
Су-34 в ходе эксплуатации в войсках показал себя с самой хорошей стороны. По отзывам летчиков и штурманов, бомбардировщик удобен в пилотировании, обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией на всех режимах полета, включая взлет, посадку и боевое применение.
С самого начала российской контртеррористической операции в Сирии в ней участвовали и бомбардировщики Су-34. В условиях реальных боевых действий машины также показали себя с самой лучшей стороны. Наши летчики вполне успешно поражали цели боевиков как высокоточными авиационными средствами поражения, так и свободнопадающими бомбами. При этом комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Су-34 позволяет экипажу применять обычные бомбы с очень высокой точностью.
Декабрь 2006 г. Передача ВВС РФ первых двух серийных бомбардировщиков Су-34. |
Главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев в ходе посещения НАЗ летом этого года отметил, что ВКС и промышленность к концу 2016 г. планируют перейти на полный жизненный цикл обслуживания истребителей-бомбардировщиков Су-34. По словам Виктора Бондарева, полный жизненный цикл поможет обеспечить надежность службы техники и повысить ее исправность, которая должна быть не менее 90-95%. Благодаря постоянному контролю самолет будет выдавать положенные часы налета. «Допустим, положено самолету налетать 300-400 часов в год, – сказал тогда главков ВКС. – Он летает, а предприятие будет нести ответственность за его исправность. Для них это лучше, они будут контролировать состояние блоков и агрегатов». По его словам, обслуживание авиатехники в формате полного жизненного цикла также позволит избежать «залежавшихся» на складах комплектующих или, напротив, их нехватки. Головной центр обслуживания Су-34 будет на родном для бомбардировщика Новосибирском авиазаводе, представительства – во всех частях, на вооружении которых стоят эти самолеты.
85-летие НАЗ, поздравившего самого себя с этим юбилеем сотым Су-34, в сентябре дополнило еще одно событие – главный конструктор бомбардировщика Роллан Мартиросов был награжден орденом Александра Невского. Высокую награду конструктору вручил президент России Владимир Путин.
Роллан Гургенович Мартиросов пришел на работу в ОКБ Сухого в 1959 г. после окончания Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. За время работы на предприятии занимал должности инженера, начальника бригады, заместителя начальника конструкторского отдела, начальника конструкторского отдела, главного конструктора. Он внес большой личный вклад в решение сложных технических вопросов в процессе разработки, испытаний и серийного освоения таких известных самолетов ОКБ Сухого, как Су-7БКЛ, Су-15, Т-4, Су-24, Су-24М и Су-27.
В перспективе ВКС России получат до 200 фронтовых бомбардировщиков Су-34. |
Под его непосредственным техническим руководством разработаны и воплощены основные технические решения Су-34. Кроме того, благодаря усилиям Роллана Гургеновича в сложных условиях переходного периода была сформирована кооперация разработчиков, которая смогла осуществить разработку составных частей бомбардировщика с заданными характеристиками.
В настоящее время Роллан Мартиросов обеспечивает техническое руководство работами по наращиванию боевых возможностей бомбардировщика Су-34.