Создание современной инфраструктуры пунктов базирования (ПБ) сил флота и портов связано с решением ряда проблемных задач, среди которых особое место занимает обеспечение охраны и безопасности как непосредственно объектов ПБ, так и находящихся в его составе кораблей и судов. |
Портовым объектам, в отличие от объектов на суше, свойственны ряд факторов, существенно усложняющих решение данных задач. К ним относятся: изрезанность береговой линии, наличие плавучих объектов, сложные метеорологические условия и холмистый рельеф местности, возможность возникновения угроз как с суши, так и со стороны акватории и пр. При этом традиционное возложение функций охраны и безопасности в ПБ только на береговые силы и средства может оказаться недостаточно эффективным и экономически не выгодным.
Среди приемлемых подходов к решению данных задач наиболее конструктивным представляется создание целевых мобильных плавучих комплексов (МК) безопасности и мониторинга. МК должен обладать возможностью контроля безопасности объектов ПБ, быстрого реагирования на нештатные ситуации, их локализации и ликвидации последствий. Для этого МК должен иметь соответствующее оборудование, осуществляющее сбор, обработку и отображение информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов и поддержание связи с ними, а также с береговым пунктом управления (ПУ) системы безопасности ПБ и силами охраны водного района (ОВР). Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки представлено на рис. 1.
Рис. 1 Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки. |
По сравнению с береговыми аналогами такие МК в условиях пунктов базирования или порта имеют ряд принципиальных преимуществ. К ним относятся:
– возможность реагирования по кратчайшему маршруту (сокращение времени реагирования, возможность локализации угрозы на ранней стадии ее проявления);
– оперативная смена мест дислокации с приближением к наиболее опасным направлениям проявления угроз;
– выполнение функций патрулирования в пределах ПБ;
– создание временных рубежей охраны и обороны вблизи особо важных объектов;
– возможность размещения судна/корабля в порту/ВМБ без жесткой привязки к портовым средствам, обеспечивающим необходимый уровень охраны и др.
Особо следует отметить повышение эффективности охраны и безопасности объектов благодаря МК в связи с усилением централизации данных функций, осуществляемых профильными штатными структурами ПБ/порта.
Ключевые функции МК возлагаются на программно-аппаратное оборудование сбора, обработки и отображения информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов, получаемой с помощью сотовой и радиоканальной связи. Непосредственное получение информации о состоянии объектов осуществляется с помощью размещаемого на них периферийного оборудования безопасности и мониторинга (ПОБМ). В число такого оборудования входят специализированные телевизионные камеры, датчики состояния дверей и закрытий и пр. Оснащение МК комплексом связи позволит получать информацию с берега и от сил ОВР о возникновении угроз со стороны суши и акватории, а также оперативно привлекать силы внешней поддержки. Наличие на борту МК группы быстрого реагирования (ГБР) и быстроходных плавсредств, а также управляемых противопожарных лафетных стволов решит задачу своевременной локализации и ликвидации угроз.
Структурный облик МК представлен на рис. 2.
Рис. 2 Структурный облик МК. |
Как видно, в состав контролируемых МК объектов могут входить их различные типы, а именно:
– объекты, оснащенные ПОБМ, согласуемым с приемно-контрольным оборудованием (ПКО) МК;
– объекты, оснащенные ПОБМ, не согласуемым с ПКО МК (оборудование сторонних производителей);
– объекты, не оснащенные ПОБМ.
Очевидно, что при этом возникают задачи обеспечения возможности сопряжения с ПКО МК ПОБМ сторонних производителей и оснащения ПОБМ не имеющих его объектов.
Решение данных задач, а также непосредственно построение основного оборудования самого МК, может быть выполнено на базе разработанных СКБ «Энергия» и поставляемых на корабли и суда ВМФ системы корабельного мониторинга (СКМ) и интегрированного комплекса технических средств охраны (ИК ТСО).
В частности, функции ЦПУ и ПКО ПК могут быть обеспечены штатными изделиями СКМ и ИК ТСО, в том числе БОИ, БУК, БУР. Взаимодействие с ПОБМ сторонних производителей достигается путём подключения дополнительных блоков ПКО из состава СКМ и ИК ТСО с использованием стандартных интерфейсов.
Оборудование периферийными средствами охраны и мониторинга не оснащенных ими объектов достигается с помощью размещения на них периферийных средств МК, в том числе, телевизионных камер, выполняющих функции обнаружения техногенных и антропогенных угроз, имеющих автономные источники питания и собственные средства передачи видео данных по беспроводным каналам связи.
Таким образом, создание МК безопасности и мониторинга и оснащение ими ПБ/портов качественно повысит уровень безопасности от техногенных и антропогенных угроз находящихся в них объектов. Имеющиеся в СКБ «Энергия» наработки позволят решить эту задачу без существенных финансовых затрат и в минимальные сроки.
СКБ «Энергия» филиал ОАО «Завод «Энергия»
197375, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Маршала Новикова, 40
Тел./факс: +7 (812) 230-6718
Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор СКБ «Энергия»
Владимир Павлович ЧВАНОВ – ведущий специалист СКБ «Энергия»