|
Многофункциональный модульный катер пр. 23370. |
На расширенном заседании Совета безопасности РФ по реализации государственной политики России в Арктике среди основных приоритетов были названы: возрождение Северного морского пути, добыча и переработка углеводородов, укрепление военной инфраструктуры региона, социально-экономическое развитие Арктической зоны России. |
В контексте указанных приоритетов определена необходимость строительства судов ледового класса, создания современной береговой инфраструктуры, обеспечения мониторинга состояния окружающей среды, развития системы предупреждения и ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, обеспечения защиты нефтегазодобывающей инфраструктуры и арктических рубежей страны от потенциальных угроз.
Все перечисленные приоритеты как развития, так и безопасности региона неразрывно связаны с развитием флота. Эту задачу следует рассматривать не только с точки зрения строительства новых ледоколов, грузовых судов, боевых кораблей, проектирование и строительство которых предусмотрено действующими целевыми программами. Пристальное внимание необходимо уделять вопросам пополнения малотоннажного вспомогательного и технического флота, эффективное функционирование которого является залогом успешности перспективных проектов в арктической морской зоне. Ведь именно на нем лежит задача по строительству портов и береговой инфраструктуры, экологическому мониторингу акваторий в зонах хозяйственной деятельности, оказанию помощи аварийным судам в портах и в прибрежной морской зоне.
В рамках государственных программ принимаются меры по обновлению вспомогательного и технического флота. Однако ранее разработанные и до сих пор присутствующие на рынке суда характеризуются общим рядом негативных особенностей: недостаточность палубного пространства для размещения специализированного оборудования и расширения функций, отсутствие мощных грузоподъемных устройств, сложность доставки к месту назначения в силу превышения разрешенных транспортных габаритов. Для повышения серийности и снижения себестоимости в производстве, а также возможности быстрого переоборудования судов под различное назначение целесообразно применение модульного подхода как к формированию комплекса технических средств обеспечения работ, так и к строительству самого судна-носителя при максимальной унификации конструктивных элементов и стыковочных узлов.
20-футовый контейнер с водолазным оборудованием. |
В Программе военного кораблестроения до 2050 г. заявлен модульный принцип проектирования и строительства кораблей, обеспечивающий возможность переоборудования судов в короткие сроки.
Модульный подход к строительству судов поисково-спасательного обеспечения ВМФ РФ уже реализуется на практике. С 2013 г. на заводе ОАО «КАМПО» ведется строительство серии из двенадцати многофункциональных модульных катеров проекта 23370. Головной катер серии принят в состав Балтийского флота, второй катер проходит процедуру передачи Черноморскому флоту. Он станет первым новым судном, поставленным на Черноморский флот за последние 25 лет.
Модульность катера пр. 23370 состоит в его конструкции и в подходах к комплектованию его специальным оборудованием. Блок-модули катера формируются на заводе с полным техническим насыщением и отделкой. Стыковка блок-модулей происходит на достроечной площадке по технологиям быстрой сборки. В мае 2014 г. за разработку указанных технологий ОАО «КАМПО» в рамках Международного форума «Морская индустрия России» было награждено золотыми медалями по итогам конкурса «Лучшее техническое решение в области судостроения и морской техники гражданского назначения».
Модульный подход к комплектации катера оборудованием основан на применении съемных функциональных модулей на базе стандартных 10- и 20-футовых контейнеров, оптимально укомплектованных и штатно закрепляемых на палубе. Блок-модули катера проекта 23370 и функциональные модули могут перевозиться всеми видами грузового транспорта.
Перевозка блок-модулей катера пр. 23370 на автомобильном прицепе. |
В зависимости от состава оборудования в сменных модулях катер может выполнять различные функции: обеспечение подводно-технических работ, обеспечение систем физической защиты объектов со стороны акваторий, гидрография и экомониторинг, обстановочные работы, поисково-спасательные работы или функции медицинского судна. При этом сам катер выступает в качестве универсальной платформы-носителя. То есть один многофункциональный катер способен заменять собой несколько узкоспециализированных судов.
Катера проекта 23370 строятся по требованиям Российского морского регистра судоходства, могут осуществлять рейдовое плавание в мелкобитом льду и использоваться в северных районах в период навигации.
Многофункциональные модульные катера, безусловно, займут достойное место не только в составе ВМФ РФ, но и в гражданском флоте для решения многообразных задач, в том числе в рамках реализации государственной политики в Арктике.
Краткая справка:
ОАО «КАМПО», образованное в 1953 г., осуществляет разработку и производство по следующей номенклатуре продукции: многофункциональные модульные катера проекта 23370, модульные понтонные системы проекта 02680, штык-ножи и боевые ножи для Вооруженных Сил РФ, системы жизнеобеспечения для авиации, космонавтики, военного и гражданского флотов, промышленности, противопожарных и аварийно-спасательных служб.
ОАО «КАМПО»
Россия, 142602, Московская область,
г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, 1
Тел./факс: 8 (495) 642-7379