Новый уровень мобильности беспилотных комплексов
Стоимость малогабаритных БЛА и эксплуатационные расходы относительно невелики

Унифицированный программно-аппаратный комплекс управления, приема, обработки и доведения информации.

Малогабаритные беспилотные летательные аппараты (БЛА) с относительно небольшой (до 20 кг) взлетной массой и радиусом действия до 40 км все более широко используются как у нас в стране, так и за рубежом для решения различных задач силовых структур, контроля газо- и нефтепроводов, охраны границы и лесов, обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Опыт их применения показал, что, несмотря на ограниченные возможности (относительно небольшая дальность и время полета), их использование в ряде практически важных случаев оказывается предпочтительным в силу ряда причин.

Владимир ВЕРБА

Юрий ПРИЩЕПА

Прежде всего, применение малогабаритных БЛА не требует подготовленных площадок, которые нужны для больших БЛА и тем более для пилотируемой авиации, что существенно упрощает их эксплуатацию и обеспечивает пригодность к применению практически в любых условиях. Стоимость малогабаритных БЛА и эксплуатационные расходы относительно невелики, что существенно снижает затраты на их групповое применение, а также восполнение потерь в процессе эксплуатации, не требующей высокой квалификации персонала.

Владимир Степанович ВЕРБА – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Концерн «Вега», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

Вместе с тем уже на начальном этапе эксплуатации таких комплексов стало очевидным, что промышленные технологии их применения должны предусматривать реализацию ряда дополнительных специализированных сервисов, без которых потенциальные возможности комплексов с БЛА не могут быть эффективно реализованы потребителями. Одним из таких направлений является развитие технологий создания и применения мобильных аппаратно-программных комплексов управления, приема, обработки и доведения информации с малогабаритными БЛА. Демонстрационный образец такого комплекса был создан ОАО «Концерн «Вега» в 2009 г. и активно использовался в ряде работ, выполнявшихся концерном в интересах силовых ведомств и организаций топливно-энергетического комплекса.

Мобильный аппаратно-программный комплекс управления, приема, обработки и доведения информации решает следующие задачи: оперативную доставку персонала и самих БЛА для проведения детального воздушного видеонаблюдения заданных удаленных объектов и районов; применение эффективных средств передачи данных для доведения результатов наблюдения удаленным потребителям в реальном масштабе времени; создание необходимых условий для работы всего комплекса аппаратуры и персонала в течение длительного интервала времени выполнения решаемых задач; предполетную подготовку, запуск и управление БЛА при полете по маршруту, посадке и послеполетного обслуживания БЛА; приема видовой информации от БЛА и наземных средств видеонаблюдения, ее автоматизированную обработку и передачу по широкополосным каналам связи.

Юрий Владимирович ПРИЩЕПА – директор Санкт-Петербургского филиала ОАО «Концерн «Вега», кандидат технических наук

Опыт работы с демонстрационным образцом позволил экспериментально обосновать рациональную технологию его применения. Для реализации данной технологии были сформулированы требования к облику унифицированного программно-аппаратного комплекса управления, приема, обработки и доведения информации нового поколения, разработанного и изготовленного ОАО «Концерн «Вега» совместно с другими предприятиями нашего концерна – ОАО «НИЦЭВТ» и ОАО «МНИРТИ».

Для обеспечения работы операторов используются встроенные и выносные унифицированные автоматизированные рабочие места (АРМ) управления БЛА и обработки и доведения информации, реализованные в высокозащищенном исполнении. В составе этих АРМ используется оригинальное программное обеспечение, разработанное специалистами ОАО «Концерн «Вега». С его помощью организуется многопользовательский сервер обработки больших потоков видовой информации (БПВИ) с терминальным доступом, обеспечивающим одновременный доступ нескольких операторов к процессу обработки информации с распределением прав и обязанностей.

Программное обеспечение (ПО) позволяет вводить и обрабатывать БПВИ в реальном масштабе времени с достижением оптимального распределения вычислительных ресурсов. С его помощью ведется совместная обработка и визуализация разнородной информации, в том числе пространственных моделей местности, в единой программно-аппаратной среде. Тем самым удается совершенствовать работу оператора при дешифрировании разнородной информации в интересах повышения достоверности, полноты и своевременности подготовки разведдонесений.

Таким образом, в разработанном комплексе реализованы новейшие технологии видеонаблюдения, обработки и доведения информации в реальном масштабе времени, которые позволяют решать широкий спектр задач различных потребителей. При этом комплекс может быть использован как автономно, так и во взаимодействии, например, с мобильными патрульными группами охраны железных дорог или трубопроводов. Более того, он способен передавать информацию непосредственно в региональные штабы или ситуационные центры, где бы они ни находились. При необходимости комплекс может быть дополнен оборудованием наземного наблюдения, которое может быть использовано для передачи детальных видеоматериалов из любой точки страны непосредственно, например, с места возникновения чрезвычайных ситуации, в том числе в целях анализа обстановки и телемедицины путем оперативного привлечения ведущих экспертов центральных учреждений страны.

Схема применения мобильного аппаратно-программного комплекса управления, приема, обработки и доведения информации.

В целом предлагаемые предприятиями Концерна «Вега» системные решения отражают промышленный уровень отечественных технологий создания и применения сложных мобильных информационных систем на базе отработанного класса малогабаритных БЛА в интересах МЧС, МВД, предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечения безопасности на транспорте при решении различных задач. Применение данных технологий способно повысить качество и своевременность сбора, обработки и доведения информации о состоянии безопасности различных объектов, увеличить их антитеррористическую защищенность, а также оказать существенное влияние на снижение издержек, оптимизацию использования технических, материальных и финансовых ресурсов при проведении строительных и аварийно-восстановительных работ.

В настоящее время Концерном «Вега» проводится комплекс организационно-технических работ в целях выработки и реализации плана развития и поэтапной интеграции инновационных технологий применения мобильных комплексов с БЛА для оперативного получения объективной информации по районам чрезвычайных ситуаций, при проведении аварийно-спасательных, ремонтных, восстановительных или строительных работ, охране и контроле технического состояния трубопроводов и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, охране сухопутных и водных границ, лесных и водных ресурсов.

www.vega.su


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS