О работе по разворачиванию в России серийного производства транспортника Ил-76МД-90А, который впервые будет показан в ходе Международного авиатранспортного форума «МАТФ-2012», журналу «Национальная оборона» рассказал заместитель председателя правительства Ульяновской области Вильдан ЗИННУРОВ. |
— Вильдан Ханифович, состоялась выкатка Ил-76МД-90А. Проект возобновления производства этой машины на территории России весьма важен в общенациональном масштабе. Какие выгоды он принесет непосредственно Ульяновской области?
— С момента принятия решения о возобновлении производства Ил-76 в России прошло уже почти пять лет. И эти годы мы все работали на эту задачу. По оценке экспертов – как российских, так и зарубежных, Ил-76 по-прежнему конкурентоспособен. Его освоение – это, фактически, второе рождение для завода «Авиастар-СП», поскольку перспектива Ту-204СМ весьма туманна – контрактов на этот самолет как не было, так и нет. А по Ил-76МД-90А только гарантированный заказ Минобороны должен составить почти 200 машин. Кроме того, есть частные авиакомпании, которые хотели бы покупать такие самолеты – «Волга-Днепр», «Полет». За рубежом интерес к этим машинам проявлял Китай. Я думаю, что как только обновленный самолет получит сертификат, интерес к нему будет необычайный.
Вильдан Зиннуров. |
Для Ульяновска возобновление проекта Ил-76 – это реальная загрузка, поскольку нормативный срок строительства каждого самолета составляет два года, цена – более 100 млн. долларов, а это хорошая добавленная стоимость. Реализация этого проекта оживит сам завод, аэропорт «Ульяновск-Восточный». Появится техническая база для обслуживания самолетов, необходимо будет создавать производства комплектующих, которых в конструкции самолета более 200 тысяч. Я не говорю о крупных узлах таких, как двигатели, но обшивки салона, проводка, авионика, композитные элементы, оперение могли бы производиться на ульяновской земле.
— В Ульяновске ведь должен появиться завод «Аэрокомпозит»?
— Да, он создается на площадях «Авиастара». Сейчас идет подготовка площадки: ремонт кровли, стен. В сентябре начнется монтаж оборудования, первые детали должны появиться в первом квартале 2013 года. Первая продукция пойдет на Sukhoi Superjet 100, начнется подготовка производства деталей для МС-21, есть виды на сотрудничество с зарубежными компаниями, в частности, с Airbus. Серьезно работаем над тем, чтобы композитное производство работало не только для авиации, но и для вертолетной промышленности, автопрома.
— Какие еще есть готовые проекты по производству комплектующих как на площадке «Авиастар-СП», так и в целом по Ульяновской области?
— Из живых проектов, которые уже реализуются – это создание нескольких центров компетенции на базе «Авиастара». В частности, интерьерное производство, на котором начиная с апреля этого года комплектуются интерьеры SSJ100. Пока интерьерное производство расположено на площадях «Авиастара», далее мы планируем расширение на территорию аэропорта «Ульяновск-Восточный», чтобы все интерьеры воздушных гражданских судов, производящихся в России, комплектовались в Ульяновске. Работает покрасочный комплекс «Спектравиа», который будет самым мощным в России. Там уже сегодня красится более 60 воздушных судов в год. Задача – довести эту цифру до 150 и более. Там есть оборудование и персонал для окраски любых воздушных судов – от бизнес-джетов до «Руслана». Если говорить о других проектах, то в промзоне закладывается несколько предприятий, в частности, станкостроительное, Ульяновский наноцентр, который на 30-40% будет работать в интересах авиастроения. Хотел бы так же сказать и про училище гражданской авиации. В этом году там будет смонтировано семь новых тренажеров разных типов самолетов, среди которых Airbus А320, Ту-204, SSJ100. То есть к первому сентября училище подойдет как полноценный центр подготовки пилотов по международным стандартам. Также мы работаем над тем, чтобы в Ульяновске обязательно появился тренажер Ил-76МД-90А. Первый такой тренажер будет работать в Жуковском, второй, надеемся, будет у нас.
— Насколько актуальна кадровая проблема для «Авиастара»?
— Дефицит кадров есть. Активная инвестиционная деятельность правительства Ульяновской области, создание хороших условий для бизнеса позволили нам привлечь огромное количество инвесторов, поэтому сейчас активно строятся десятки предприятий европейских компаний и как раз в Заволжской зоне. Там другой уровень культуры производства, корпоративной культуры, другой уровень оплаты. Поэтому, лучшие из лучших находят себе новые рабочие места. Этот процесс очень сложно остановить, пока предприятие не выйдет на серийное производство и зарплата не станет на 25-30% выше, чем в среднем по городу Ульяновску.
Для закрепления кадров мы реализуем жилищную программу. Мы перепробовали массу механизмов привлечения и закрепления кадров, однако пришли к мнению, что основным якорем является жилье. Сейчас заложено три дома, в этом году планируется сдать около 70 тысяч квадратных метров жилья. А в целом проект рассчитан на миллион квадратных метров.
— Проект возобновления производства Ил-76МД-90А идет с некоторым опозданием. Чем оно обусловлено, удастся ли начать серийное производство машины в 2013 г.?
— Во-первых, как мне кажется, не подтвердились ожидания по нормальной модели кооперации. Расклад был сделан правильно: крыло планировалось делать в Воронеже, хвостовое оперение – в Казани, фюзеляж и сборку – в Ульяновске. Но такая схема не сработала. В этом случае получалось, что в цифру необходимо переводить сразу три завода – а это огромные деньги. Одновременно ВАСО занялось освоением Ан-148, и производство крыла «перекочевало» в Ульяновск – а это непредвиденные работы и затраты на техническое перевооружение, обучение персонала. Во-вторых, сказалось отсутствие опыта работы с цифровыми технологиями на предприятии. Поэтому много времени ушло на оснащение, обучение персонала, на изготовление математических шаблонов для перевода всей конструкторской документации в цифру. Может быть, КБ Ильюшина тоже к этому было не совсем готово. То есть основными причинами стали запаздывание при разработке конструкторской документации и финансовые трудности – не всегда у «Авиастара» хватало оборотных средств для закупки оборудования.
Что касается серийного производства Ил-76МД-90А, то «Авиастар» к нему, я считаю, готов. Планка в 3-5 самолетов в первые два-три годы является вполне выполнимой при условии своевременного финансирования. Сегодня в заделе есть три самолета, и речь ведется о начале работ по следующей партии из трех-пяти машин. В идеале должны быть 10 машин в заделе, чтобы перспектива на два-три года была ясна.
Сейчас ключевой момент для коллектива «Авиастара», для руководства области – это заключение твердого контракта с Министерством обороны. При наличии контракта можно начинать работать и с банками, и с поставщиками, и настроение коллектива будет совсем иное. Мы надеемся, что в ближайшее время контракт будет подписан.
— Перспектива Ил-76МД-90А станет основным лейтмотивом Международного авиатранспортного форума. Какие еще темы планируется затронуть в ходе этого мероприятия?
— Мы выносим на форум такие ключевые темы, как портовая зона, загрузка «Авиастара», возобновление производства самолета Ан-124 «Руслан», развитие воздушных перевозок, хабов и надеемся, что в ближайшее время по ним будут, наконец, приняты решения на государственном уровне, чтобы процесс из вялотекущей перешел в качественно иную фазу. За несколько последних лет мы изъездили все авиационные державы и посмотрели, какими темпами движутся Европа, Китай, Канада, Бразилия. Это действительно впечатляет. Мы же реально буксуем, у нас много ненужных действий, излишнего администрирования, мы запаздываем в развитии кооперационных связей, законодательства. Мы предлагаем ряд эффективных механизмов для принятия управленческих решений. В частности, предложили создать Ассоциацию авиационных регионов, и Совет Федерации эту инициативу поддержал. Создание такой ассоциации позволит решать вопросы кооперации не только в ОАК, но и привлекать к их решению региональные власти, чтобы они концентрировались на авиационных проектах так же, как это делает Ульяновская область.
Мы надеемся, что форум будет не только способствовать решению ключевых вопросов, но и покажет – прежде всего, зарубежным участникам, что российское авиастроение меняется законодательно и психологически. А это очень важно с точки зрения интегрирования в европейское авиастроение. Ведь вступление в ВТО нам дремать не даст.