«Анюта» поднимается в небо
В России создан новый дискообразный дирижабль

В небе в окрестностях города Киржач 22 сентября появился необычный объект: сине-оранжевый диск диаметром 17 метров. Однако к уфологии это событие не имеет никакого отношения. Диск вполне земного происхождения – в тот день Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА) провело летные испытания и презентацию своей новой разработки – дискообразного дирижабля. ДКБА было создано в 1956 г., когда в СССР возродился интерес к воздухоплаванию. С тех пор предприятие специализируется на проектировании и производстве аэростатов и дирижаблей. В частности, здесь был разработан известный советский стратостат «Волга», с которого в 1962 г. был совершен прыжок с парашютом с высоты около 25 тысяч метров.

О новых разработках ФГУП «ДКБА» журналу «Национальная оборона» рассказал директор предприятия Виктор ГОЛУБЯТНИКОВ.

Интервью

Илья КЕДРОВ

— Виктор Николаевич, расскажите о новом дирижабле, испытания которого начались в сентябре.

— Дискообразный дирижабль ДП-27, который мы также называем «Анюта», создается в рамках НИР «Телемост», которую нашему предприятию заказала Государственная корпорация по атомной энергии («Росатом»). Как до, так и после авиационно-космического салона МАКС-2011 активно велись различные испытания ДП-27, и, наконец, 22 сентября он был поднят в воздух в районе города Киржач Владимирской области. Демонстрационные полеты прошли успешно. По их результатам появилось много конструктивных и технологических замечаний и предложений. Мы их сейчас рассматриваем и в следующем году продолжим работу – летная программа будет более обширной.

Дирижаблем ДП-27 заинтересовались и силовые структуры: на полетах присутствовали представители авиации МВД, МЧС, других организаций. Надеемся, что «Анюта» будет востребована. В том числе и Пограничной службой ФСБ, потому что, как известно, многие границы, образовавшиеся после распада СССР, остаются фактически открытыми. На каждом километре пограничника не поставишь, а дирижабль может успешно выполнять задачу мониторинга границы. Что касается нашего основного заказчика – «Росатома», то опыт Фукусимы показывает, что такая техника остро необходима. Если бы у японских коллег была наша «тарелка», они могли бы, сидя за 100 километров от аварийной АЭС, в режиме реального времени следить за происходящим. А так все видели в телевизионных репортажах, что японские летчики пролетали не над самим реактором, а сбоку от него.

Так что работа продолжается, и мы надеемся, что дирижабль «Анюта» примет участие в летной программе салона на МАКС в 2013 году.

Виктор Голубятников.

— В чем преимущество дискообразной схемы для дирижаблей?

— Преимуществ много. Дирижабль, построенный по этой схеме, более устойчив и сбалансирован, имеет лучшую аэродинамику, высокую маневренность, на него меньшее воздействие оказывают ветровые нагрузки. Должен сказать, что дискообразная форма придумана не сейчас, она еще в советские времена была отработана ДКБА и продута в аэродинамической трубе ЦАГИ с хорошими результатами. Появление новых материалов и технологий позволило ее сегодня успешно реализовать. Я считаю, что ДП-27 получился очень удачным и имеет большое будущее.

— Ваше участие в авиасалоне МАКС-2011, где демонстрировался ДП-27, имело положительные результаты?

— Де-юре мы никаких контрактов не подписали – ведь мы только заявили о себе, но интерес к нашим разработкам был проявлен очень большой – как со стороны российских заказчиков, так и зарубежных. Сейчас мы фактически каждую неделю проводим переговоры, по возможности – заключаем контракты. Все ждут результатов окончания испытаний. Мы показали, что ДП-27 летает, управляется. Пока из-за отсутствия средств дирижабль управляется в режиме реального времени по Wi-Fi в открытом радиоканале, но, чтобы нормально летать на дальние расстояния, надо менять схему управления, и мы сейчас над этим работаем.

«Тарелка», которую мы планируем ввести на испытания в будущем году, будет больше, с большей полезной нагрузкой. Если «Анюта» может нести 120 кг, то следующая – 200 кг.

— Ваше предприятие было создано в 1956 году, то есть у ДКБА в этом году – юбилей?

— Да, 28 ноября ДКБА исполняется 55 лет. Я не буду говорить о всей полувековой истории предприятия, остановлюсь лишь на том, что было сделано за последние 5 лет, чтобы подвести некий промежуточный итог. За эти 5 лет нам удалось стабилизировать финансово-экономическое положение – в 2008 году мы полностью рассчитались со всеми долгами, которые были раньше. Сегодня ДКБА динамично развивается. Посудите сами. Средний возраст работников у нас составляет 44,5 года – для российской оборонки это очень хороший показатель. Люди получают достаточно высокую зарплату, которая стабильно выплачивается. Проводим техническое перевооружение производства. Мы закупили сварочное, кузнечно-прессовое оборудование. В 2010 году мы сделали колоссальный рывок вперед и полностью переоборудовали гальваническое производство, начали реконструкцию эллинга. Обновляем испытательную базу. Да и в целом 2010 год для нас был знаковый. Впервые за 20 лет мы сделали новый образец – привязной аэростат «Пересвет». Причем в его конструкции применены новый ткане-пленочный материал российского производства, а также новая технология изготовления – сварка током высокой частоты. Предварительно закупили сварочную машину, около полугода осваивали эту технологию. Прорыв 2011 года – дирижабль «Анюта». Поскольку объемы работ растут, идет набор кадров. Достаточно сказать, что за 2011 год численный состав предприятия увеличился почти на 17%.

— Какова общая численность работников ДКБА сегодня?

— По состоянию на 1 октября – 293 человека. На начало года было 250. Причем 220 наших сотрудников, то есть абсолютное большинство, пришли на предприятие в последние 10 лет. Раньше у нас была очень сильная текучка кадров – по 30-35% в год. Сейчас ее практически нет, а в отделе кадров стоит очередь из желающих работать в ДКБА. Человек, который хочет устроиться к нам на работу, обязательно проходит тестирование, мы знакомимся с его трудовой историей: где и как он работал, почему ушел с предыдущего места. На предприятии очень много молодежи. Многие учатся, в частности у нас 5 аспирантов из Бауманского института и МФТИ. Также в нашем коллективе – 6 кандидатов наук. Не далее как в апреле мы побывали на молодежной конференции, которая проходила в Таганроге, где одна из наших сотрудниц заняла 2-ое место на конкурсе молодых специалистов со своим докладом. Сейчас мы направили ее на всероссийский конкурс.

Возвращаясь к юбилею, отмечу, что сейчас мы решаем организационные вопросы по празднованию этой даты, которое должно состояться 5 декабря, решаем вопрос о награждении работников, отличившихся за последние 5 лет. Почему я опять же делаю упор на эти 5 лет? Потому что они стали переломными. Предприятие стали узнавать. Еще 2-3 года назад, когда я общался с людьми, помнящими ДКБА по 90-м годам, приходилось слышать весьма нелестные оценки нашего предприятия. Когда же заказчики приезжают к нам, впечатление полностью меняется.

Изменилось, действительно, очень многое. Мы провели сертификацию качества производства и менеджмента, получили соответствующие документы. Наше производство тесно связано с наличием хороших климатических условий – температурой и влажностью. Поэтому мы сделали капитальный ремонт системы отопления во всех корпусах, поставили стеклопакеты. До этого температура в цехах, особенно в межсезонье, когда отопления еще нет, но на улице уже довольно холодно, доходила до 16 градусов, хотя по ГОСТу она должна быть 18 градусов. Сейчас эта проблема полностью решена.

Приятно отметить, что по итогам 2010 года ДКБА заняло первое место в Московской области как лучшее динамично развивающееся предприятие.

— Какую площадь сегодня занимает ДКБА?

— Около 8 гектаров. Мы провели очень большую работу по оптимизации размещения производственных мощностей, разработчиков и администрации. Раньше у сотрудников много времени уходило на перемещение между цехами и корпусами. А сейчас все находятся в трех зданиях. С точки зрения производства у нас два основных цеха – так называемый баллонный, где осуществляется склейка и сварка оболочек, и механосборочный, где есть заготовительный, кузнечно-прессовый, механический, гальванический, электромонтажный и сборочный участки. Мы провели очень большую работу по обустройству бытовых помещений: туалеты, душевые, раздевалки, комнаты приема пищи.

— На территории ДКБА расположен эллинг, который имеет уже историческую ценность. Вы используете его как производственное помещение?

— Действительно, эллинг был изготовлен в 1895 году по заказу царского правительства. В 1905 году его переместили в Гатчину, где он простоял до 1931 года. Когда на базе поселка Долгие Пруды начали организовывать знаменитый Дирижаблестрой, эллинг перевезли сюда, в Подмосковье. К сожалению, 90-е годы не прошли даром, и в 1999 и 2000 годах весной, в марте, произошли обрушения кровли. Нам потребовалось почти 5 лет, чтобы найти источники финансирования для восстановления эллинга: первое письмо по этому вопросу я подписал в марте 2004 года, а контракт мы заключили в конце 2008-го. По нашему заказу казанский Гипронииавиапром выполняет проект реконструкции эллинга. Когда он войдет в строй, мы получим испытательную и доводочную базы прямо на территории предприятия. Ведь для проведения испытаний и презентации «Анюты» 22 сентября нам пришлось арендовать эллинг в Киржаче, а это довольно серьезные деньги, да и не каждый заказчик сможет туда выехать. Наш эллинг имеет ширину 46 метров, высоту – около 30 метров, длину – 156 метров, то есть в нем можно разместить любой образец нашей воздухоплавательной техники. Кроме того, туда мы планируем перевести баллонное производство, а в смежных с эллингом помещениях будут находиться испытательный отдел, конструкторское бюро и некоторые другие службы.

— Помимо воздухоплавательной тематики, чем еще занимается ДКБА?

— Сейчас у нас три основных направления деятельности. Воздухоплавательная тематика для нас основная – собственно, под нее и создавалось ДКБА. В рамках этого направления ведется разработка, изготовление, испытания и ремонт дирижаблей, привязных и свободных аэростатов. Кстати, мы сейчас вплотную подошли к тому, чтобы реанимировать производство свободных аэростатов, поскольку спрос на них есть. В 2013 году планируем начать их пуски в интересах заказчика.

Второе направление – ракетно-космическое. ДКБА, в частности, изготавливает чехлы термостатирования для ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.

Третье направление – системы пожарной сигнализации для авиатехники. Все самолеты и вертолеты, которые выпускаются в России, кроме Sukhoi Superjet 100 и МС-21, комплектуются нашими системами пожарной сигнализации. К сожалению, не так много гражданских самолетов строится в России, поэтому в основном мы поставляем нашу продукцию для комплектации боевых самолетов марок «МиГ» и «Су».

Благодаря диверсификации производства мы имеем возможность маневрировать в зависимости от объемов заказов.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS