Направления технологического прорыва
В тесном многолетнем сотрудничестве рождаются нестандартные технические решения, создающие возможности для прорыва в передовых технологиях

Детали, изготовленные по технологии ротационной вытяжки.

В июне 1959 г. было принято постановление правительства СССР о создании в Ижевске филиала Московского института НИТИ-40. Позже он преобразовался в самостоятельный институт – НИТИ «Прогресс». Одним из приоритетных направлений стали работы, связанные с освоением и постановкой на серийное производство изделий Московского института теплотехники

Главное в деятельности института – отработка изделий на технологичность, разработка передовых технологий, специализированного оборудования и оснащения, которые охватывают почти все переделы изготовления ракет. Это механическая обработка, штамповка взрывом, обработка давлением, сварка, термообработка, литье, гальванические покрытия, пластмассы, технология сборки и многое другое. При этом все работы выполняются в тесном контакте как с разработчиком изделий – МИТом, так и с головным заводом-изготовителем – «Воткинским машиностроительным заводом».

Большинство работ выполняется по схеме: разработка конструкции – отработка на технологичность – разработка новых и прогрессивных технологий изготовления – изготовление опытных технологичных узлов и деталей с отработкой технологии их изготовления – проведение испытаний – внедрение. Это и позволяет при освоении и постановке изделия на серию создавать высокотехнологичные изделия с оптимизацией таких параметров, как себестоимость, качество и надежность при обеспечении высочайших технических требований. Так создавались и осваивались ракетные комплексы «Темп-С», «Темп-2С», «Пионер», «Тополь» и другие.

Андрей Васильевич ЗОРИН – генеральный директор ОАО «НИТИ «Прогресс», доктор экономических наук

В 1981 г. за вклад в создание новых образцов ракетной техники институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В последние 15-20 лет успешно выполнены работы по освоению производства баллистических сухопутных ракет «Тополь-М» и стратегических ракет морского базирования «Булава».

За эти годы сложились очень тесные и продуктивные взаимоотношения между специалистами ОАО «Корпорация «МИТ», ОАО НИТИ «Прогресс» и ОАО «Воткинский машиностроительный завод». Здесь непременно следует отметить специалистов ОАО «Корпорация «МИТ»: заместителя генерального конструктора – главного технолога С.В. Челышева, заместителя начальника отделения В.А. Кокарева, начальников отделов В.С. Мухамедова, В.И. Черепова, Н.С. Виноградова, В.В. Захарова, специалистов ОАО «НИТИ «Прогресс» – начальника отдела В.П. Василенко, начальника группы В.В. Кузнецова, заместителей начальников отдела В.Н. Смирнова, Л.В. Ляшенко и В.С. Перемечева, ведущих инженеров В.И. Дятлова и А.А. Морозова, специалистов ОАО «ВЗ» – главного технолога А.Ю. Чиркова, заместителей главного технолога В.И. Попова и Ю.М. Проскурина, начальников бюро А.В. Мельникова и Б.И. Соловьева.

Основные работы касались создания новых эффективных конструкций деталей и узлов ракет, в частности, высокотехнологичных и прочных конструкций всей гаммы двигателей специального назначения с применением технологий ротационной вытяжки и электронно-лучевой сварки взамен штампосварных конструкций с использованием аргоно-дуговой сварки.

Ротационная вытяжка, по сравнению с традиционными методами получения данных конструкций, позволяет максимально сократить в конструкциях двигателей количество сварных швов (кольцевых и продольных) и тем самым количество дефектов сварки и работ по их устранению, снизить массу деталей и сборочных единиц, трудоемкость изготовления. Она позволяет изготавливать сферические, конические и цилиндрические, а также комбинированной формы детали переменной толщины, улучшить структуру и упрочнить материал после ротационной вытяжки. Были разработаны, отработаны и внедрены в производство уникальные технологии изготовления:

— цельнораскатных тонкостенных с переменной толщиной стенки диафрагм из нержавеющей стали 08Х18Н10Т, получение которых другими способами невозможно из-за необходимости обеспечения точности по толщине стенки ±0,06 мм;

— цельнораскатных полусфер, опор, цилиндрических и малоконусных корпусов ДСН из высокопрочных сталей ЧС-4ВИ, СП-28, нержавеющей стали 12Х18Н10Т, титанового сплава ТС-6 взамен штампосварных конструкций. Технология позволяет изготавливать детали совместно с фланцами и днищами, что позволяет исключить сварку, термокалибровку, повысить качество и снизить трудоемкость;

— цельнораскатных конструкций «тарелей» поворотного сопла из высокопрочной стали СП-28 взамен штампосварных конструкций. Технология РВ позволяет повысить качество деталей, их собираемость в пакет с обеспечением требований КД по зазорам для формования резины согласно КД, снизить трудоемкость изготовления, обеспечивается точность по толщине стенки ±0,1 мм;

— цельнораскатных крупногабаритных конических оболочек головного обтекателя «Булавы» из алюминиевого сплава Амг6 толщиной 6 мм и диаметром 700 и 1760 мм, длиной 1700 мм. При этом обеспечивается снижение металлоемкости и трудоемкости за счет применения в качестве заготовки плоской плиты.

Всего на ОАО «ВЗ» освоено более 90 наименований деталей, получаемых ротационной вытяжкой.

Начиная с 60-х годов ОАО «ВЗ» и ОАО НИТИ «Прогресс» занимаются обработкой металлов взрывом. За это время были разработаны и освоены в производстве технологические процессы изготовления свыше 200 наименований крупногабаритных деталей типа днищ, эллипсоидов, диафрагм из плоских заготовок диаметром до 2500 мм и толщиной 14 мм и деталей типа обечаек с прямолинейной и криволинейной  образующей  диаметром до 1000 мм и высотой до 1800 мм. Обработка взрывом позволила отказаться от применения уникального прессового оборудования, получить цельноштампованные конструкции, снизить стоимость технологического оснащения в 2-4 раза.

С конца 80-х годов институт начал активную работу по освоению технологии электронно-лучевой сварки (ЭЛС). Она обладает целым рядом преимуществ перед другими видами сварки. Это, прежде всего, малая зона разогрева свариваемых деталей, а значит минимальные деформации, более высокие прочностные качества сварного соединения, идеальная защита – вакуум позволяет сваривать практически все металлы от простых сталей до титановых, циркониевых и других активных сплавов. Кроме того, за один проход ЭЛС может обеспечить качественную сварку до 100-150 мм для сталей и титановых сплавов.

Год от года номенклатура деталей, свариваемых ЭЛС, постоянно увеличивалась. На очереди стояла задача освоения на Воткинском заводе нового изделия МИТа – «Булавы». В 2004 г. на заводе была внедрена установка электронно-лучевой сварки ЭЛСМ-03, которая позволила увеличить номенклатуру свариваемых узлов. Затем были проведены работы по модернизации установки ЭЛУ-10, предназначенной для сварки крупных узлов. Для сварки особо крупных сборочных единиц МИТ и Воткинский завод приняли решение начать изготовление уникальной установки с объемом камеры 70 м3 ЭЛУ-70М. Проектирование и создание этого комплекса было поручено НИТИ «Прогресс».

С целью сокращения сроков отработки новых опытных узлов, свариваемых ЭЛС, ОАО «Корпорация «МИТ» также осваивает установку ЭЛСМ-60-15Н, разработанную и изготовленную ОАО НИТИ «Прогресс».

В тесном многолетнем сотрудничестве ОАО «Корпорация «МИТ», ОАО «Воткинский завод» и ОАО НИТИ «Прогресс» рождаются нестандартные технические решения, создающие возможности для прорыва в передовых технологиях.

ОАО «Научно-исследовательский технологический институт «Прогресс»

Россия, 426008,

Удмуртская Республика,

г. Ижевск, ул. Пушкинская, 268

Тел./факс: +7 (3412) 911-013

ofis@niti-progress.ru

www.niti-progress.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS