Вместо экспансии НАТО – военный нейтралитет
Страны «Балканской четверки» вправе ставить свои национальные интересы выше требований ЕС и Североатлантического альянса

Встреча Сергея Железняка (справа) со Стефаном Стаменковским – лидером Сербского собора «Заветники».

Сделанное после встречи делегации черногорских политиков и общественных деятелей с премьер-министром Сербии Александром Вучичем заявление председателя Демократической народной партии Черногории Милана Кнежевича о необходимости дальнейшего развития концепции военного нейтралитета четверки балканских стран (Б4 – Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины), в которой Сербия была бы лидером, а Черногория – модератором этого проекта, является важным шагом развития на Балканах внеблоковой архитектуры безопасности.

Сергей ЖЕЛЕЗНЯК

Идея формирования в этом регионе геополитического пространства военно-нейтральных суверенных государств с участием Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины впервые была озвучена в начале 2016 г. черногорским политиком Миланом Кнежевичем и его сербским коллегой Ненадом Поповичем. 1 февраля 2016 г. о необходимости создания Балканского внеблокового союза говорили лидеры «Демократического фронта Черногории» Андрия Мандич и Милан Кнежевич на встрече с председателем Государственной Думы VI созыва Сергеем Нарышкиным и нашли с российской стороны поддержку как по парламентской линии, так и в партии «Единая Россия». Еще одну встречу 26 июня 2016 г. во время второго этапа XV съезда партии «Единая Россия» Сергей Нарышкин провел уже с политическими представителями «Балканской четверки». На ней наши балканские коллеги выразили общую заинтересованность в формировании пространства военно-нейтральных суверенных государств. Эта тематика была отражена в девяти Балканских декларациях, подписание которых стало основным внешнеполитическим событием XV съезда. Символично также то, что в течение 2016 г. было подписано 16 деклараций и меморандумов, посвященных этому вопросу, с десятью партиями из вышеупомянутых четырех государств. 22 июня 2016 г. Государственная Дума в своем обращении приветствовала инициативу политиков четырех балканских стран, призванную стать основой архитектуры региональной безопасности.

Если руководство ЕС не осознает приоритет национальных интересов стран-участников и стран-кандидатов, в том числе балканских государств, при принятии решений, связанных с развитием этого интеграционного образования, то само будущее Евросоюза может оказаться под большим вопросом.

Лидер «Демократического фронта Черногории» Андрия Мандич.

Такие события, как Brexit, победа на президентских выборах в США Дональда Трампа, результаты президентских выборов в Болгарии и Молдове, провал конституционного референдума в Италии, высокий уровень поддержки на президентских выборах австрийского евроскептика Норберта Хофера и результаты президентского праймериз во Франции, убедительно свидетельствуют о глобальных изменениях в Евро-Атлантическом регионе. Уходит в прошлое время доминирования неолиберальных евроатлантических ценностей и безоговорочной экспансии НАТО и Евросоюза, которая вызвала ряд системных проблем и кризис в отношениях между Россией и Западом. Глубокий кризис также претерпевает политика руководства ЕС по размыванию национальных суверенитетов, территориальных границ и экономических интересов. Все больше недовольства вызывает провальная миграционная политика и насаждение невыгодных для экономик стран Европы антироссийских санкций. В Евро-Атлантическом регионе вектор общественных настроений начинает разворачиваться в сторону приоритета национальных ценностей, интересов собственных народов и государств по отношению к наднациональным образованиям и доктринам. Только при уважении национальных интересов и соблюдении международного права можно развивать успешное взаимодействие, ориентированное на формирование в Европе и во всем Евро-Атлантическом регионе общего пространства мира, безопасности и равноправного сотрудничества. Сейчас для руководства ЕС наступает важный момент осознания приоритета национальных интересов как стран-участников, так и стран-кандидатов при принятии решений, связанных с развитием этого интеграционного образования.

К сожалению, до последнего времени представители ЕС проводили порочную практику, которая предусматривала на пути европейской интеграции для стран-кандидатов требование обязательного вступления в НАТО.

Неприемлемые шаги, направленные на вступление в военный блок НАТО, сегодня насильственно навязываются Сербии и Черногории, народы которых больше всех пострадали от натовской агрессии и бомбардировок в 1999 г. Но, к сожалению, возмущение и болезненная реакция на Балканах, похоже, мало беспокоят чиновников из ЕС и НАТО. Только после ратификации 12 февраля 2016 г. Народной Скупщиной Сербии последнего соглашения  с Агентством НАТО по обеспечению и закупкам (NSPO) о сотрудничестве в области логистической поддержки (а всего начиная с 2005 г. Сербия подписала с НАТО пять соглашений) на улицы Белграда, Ниша и других сербских городов вышли десятки тысяч возмущенных этим событием граждан.

Требования признать Косово представляет второй вопрос, который болезненно воспринимается в самой Сербии и Республике Сербской, а для Черногории актуальным стал вопрос аннулирования ранее осуществленного признания. Косово является многовековым центром духовности и государственности для Сербии и Черногории. Это ярко подтверждают недавние слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сопоставившего значение Косово со значением Киева в российской государственности и национальной традиции. Мне неоднократно приходилось слышать от сербских коллег, что после исторического референдума и последующего возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации подписание печально известного Брюссельского соглашения было бы невозможно. Однако политика, так же как и история, не терпят сослагательных наклонений. При этом на сегодняшний день очевидно, что требования так называемой «нормализации отношений с Приштиной», которые в 2012-2013 гг. в качестве обязательного условия дальнейшего пути в Евросоюз выдвигали сербскому руководству глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и госсекретарь США Хиллари Клинтон, нанесли ущерб Сербии и положению сербского народа, проживающего в Косово и Метохии.

В Черногории на протяжении десятилетий определенная группа политических деятелей использовала системные проблемы, вызванные экспансией НАТО при поддержке ЕС, в целях установления авторитарной диктатуры, грубо попирающей национальные интересы, права и свободы граждан Черногории, исторические, духовные и культурные ценности собственного народа.

Очевидны печальные итоги, к которым привела Черногорию эта антинациональная политика по искусственному созданию внутренних конфликтов и использовании внешних противоречий для утверждения собственных амбиций.

Парламентские выборы 16 октября 2016 г. проходили в атмосфере полицейского давления и психоза, вызванного намеренно выдуманным фарсом, именованным позднее попыткой государственного переворота. Позднее полупустой парламент формирует лишенное полноценной народной поддержки правительство, которое в лучшем случае можно охарактеризовать как «временное». Оппозиция бойкотирует работу Скупщины и выступает за проведение объективного расследования обстоятельств так называемого госпереворота, а также организацию в Черногории новых досрочных парламентских выборов. Требования консолидированной оппозиции законны, и игнорировать эти требования невозможно, какие бы менторские указания не звучали бы со стороны НАТО, Евросоюза, Германии и других европейских государств. Полным абсурдом на этом фоне выглядят попытки некоторых защитников черногорского режима представить оппозицию как «пророссийскую колонну». Совершенно очевидно, что антидемократические действия властей во время выборов окончательно объединили политические движения различных взглядов и убеждений, которые, невзирая на полицейское давление, завоевали половину депутатских мандатов. Эти политические силы сейчас представляют законные интересы граждан Черногории и формируют национальные приоритеты страны. Пытающиеся любой ценой удержать власть структуры наращивают давление на оппозицию. В стране происходит преследование по политическим мотивам несогласных с властями парламентариев, общественных деятелей и журналистов.

Требование со стороны ЕС признать Косово, где взрывают православные храмы, крайне болезненно воспринимают в Сербии.

Необходимость развития балканского регионального проекта, основанного на принципах военного нейтралитета, приоритетный характер национальных интересов над требованиями, которые навязывают балканским странам НАТО и ЕС, а также первостепенное значение прямого всенародного волеизъявления при принятии ключевых решений являются актуальными вопросами современной балканской политики.

Кризис экспансии НАТО и противоречивая политика ЕС на Балканах фактически обусловили появление собственного регионального проекта. В Сербии региональный проект поддержан правящей «Сербской прогрессивной партией» и ее коалиционным партнером – «Сербской народной партией». Оппозиционные парламентские силы ДСС и «Двери Сербские» также солидарно выступают в этом вопросе. Недавно лидер Сербского собора «Заветники» Стефан Стаменковский отметил, что Балканский проект возвращает Сербии фактический статус регионального лидера. Политики из Республики Сербской видят в этом проекте перспективы для устойчивого функционирования конфедерации Боснии и Герцеговины и развития сотрудничества, основанного на взаимном уважении и соблюдении прав составляющих энтитетов и государствообразующих наций. Македонии региональный проект приносит укрепление стабильности и экономические перспективы. Данная концепция не несет в себе груз греко-македонских противоречий, связанных с названием страны. При этом наиболее активными модераторами все же выступают представители Черногории. Это обусловлено тем, что в нынешней ситуации Черногория из всей «Балканской четверки» более всего подвержена угрозе экспансии со стороны НАТО.

Новая Концепция внешней политики России предусматривает конструктивное и многоплановое взаимодействие с европейскими государствами, не входящими в военные альянсы.

Впервые в истории современной России президент РФ Владимир Путин утвердил в Концепции внешней политики статью 69, предусматривающую уважение «к выбору европейских государств, не входящих в военные альянсы», которые «вносят реальный вклад в обеспечение безопасности и стабильности в Европе», а также готовность России «к конструктивному и многоплановому взаимодействию с ними». Это положение в полной мере относится к нашему сотрудничеству с ответственными патриотическими силами Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины и поддержке темы военного нейтралитета «Балканской четверки» в международной повестке, включая взаимодействие с новой американской администрацией.

Сейчас некоторые наши критики пытаются представить российскую поддержку военного нейтралитета на Балканах как попытку создания Москвой Балканского протектората или даже «Балканской губернии». Этим критикам рекомендовал бы обратиться к истории Швейцарии и Австрии. Неужели эти государства Европы могут считаться российскими протекторатами в связи с тем, что их военный нейтралитет формировался при активном участии Российской империи 200 лет назад и Советского Союза 60 лет назад?

До сих пор, к сожалению, не подведены итоги трагических событий, связанных с распадом Югославии. Многие противоречия и конфликты, заложенные в этом регионе в конце прошлого столетия, продолжают оставаться в тлеющем состоянии, угрожая миру и безопасности всего европейского пространства. Поэтому реально обеспечить мир и стабильность на Балканах и в Евро-Атлантическом регионе в целом может только международное сотрудничество, основанное на принципах равноправного сотрудничества и взаимного доверия.

Сергей Владимирович ЖЕЛЕЗНЯК – депутат Государственной Думы