|
На рисунке КС-46А заправляет бомбардировщик В-1 Lancer. |
Военно-воздушные силы США 3 марта этого года подписали с корпорацией Boeing контракт на поставку к 2017 г. 18 самолетов-заправщиков – первой партии летающих танкеров нового поколения KC-46A. Стоимость сделки – $3,5 млрд. Так была подведена окончательная черта под тендером, который с 2007 г. трижды проводился американскими ВВС. Он сопровождался громкими скандалами, откровенным мошенничеством и политическими интригами. |
Собственно эта история началась еще в 2001 г., когда ВВС США решили заменить парк устаревших самолетов-заправщиков Boeing KC-135 Stratotanker новыми машинами. Такая необходимость назрела давно. Первый самолет KC-135 поднялся в воздух в 1956 г., а поступать на вооружение эти «стратегические танкеры» начали в 1957 г., то есть это случилось одновременно с запуском первого искусственного спутника Земли и значительно раньше того момента, когда нога человека ступила на поверхность Луны. Конечно, за годы производства и эксплуатации машина не раз модернизировалась, но все равно настала пора ее менять. Сейчас в составе ВВС США числятся 481 KC-135, еще 292 машины – в составе авиационных частей Национальной гвардии.
В 2003 г. Пентагон подписал с Boeing по летающим танкерам контракт на $20 млрд. без проведения открытого конкурса. Но конкуренты Boeing не дремали. Они выплеснули на страницы СМИ информацию о, мягко говоря, некорректных способах ведения переговоров корпорации из Сиэтла с представителями оборонного ведомства. В теленовостях все чаще стало звучать слово «коррупция». В итоге контракт был расторгнут, и Пентагон объявил тендер на приобретение 179 самолетов-заправщиков KC-X общей стоимостью в $35 млрд. Но это, так сказать, первая фаза сделки. Летающих танкеров для замены парка KC-135 до 2040 г. требуется значительно больше. Кроме того, нужно будет создать платформы для многочисленных самолетов специального назначения, построенных на базе KC-135. С учетом закупок новых партий самолетов и обслуживания жизненного цикла летающих танкеров программа KC-X оценивается в $160-200 млрд. в текущих ценах. То есть речь идет об очередной «сделке века».
Летающие танкеры KC-135 Stratotanker заправляют самолеты ВВС США с 1957 г. |
Через год был объявлен победитель. Им стал консорциум в составе западноевропейского авиастроительного концерна EADS и американской корпорации Northrop Grumman. Они предложили танкер KC-45 на базе аэробуса A330 MRTT. Он по своим характеристикам превосходит заправщик KC-767-200LRF (его позже стали именовать KC-46A) на основе лайнера Boeing 767. Европейский самолет оказался вместительнее и с более высокими летными характеристиками. Но на США обрушился финансово-экономический кризис и покупать иностранное – а в одержавшем победу консорциуме первую скрипку, безусловно, играл западноевропейский EADS – было непатриотично. Теперь уже с подачи Boeing счетное управление Конгресса США обнаружило ряд нарушений, по правде говоря пустяковых, в документах, предоставленных на конкурс EADS/Northrop Grumman. И тут еще как никогда вовремя подоспел доклад Всемирной торговой организации, в котором говорилось о неоправданных субсидиях правительств Франции, ФРГ и Испании западноевропейскому авиастроительному концерну, что, дескать, противоречит «свободе конкуренции». Короче говоря, итоги тендера отменили и объявили новый конкурс.
С его условиями не согласились ни Boeing, ни EADS/Northrop Grumman. И ВВС США отказались от его проведения. Однако в марте прошлого года они к нему вернулись, направив потенциальным участникам конкурса 372 требования. Например, скорость передачи топлива должна быть не менее 4 тыс. литров в минуту. Размеры самолета должны быть относительно небольшими. Но это уже «игра ума», поскольку KC-767-200LRF меньше KC-45 и поэтому сразу приобретал преимущество над конкурентом.
Сравнительные размеры КС-135, КС-46А и КС-45. |
Ознакомившись с условиями тендера, корпорация Northrop Grumman вышла из игры. И дело тут, похоже, вовсе не в технических трудностях, вызванных требованиями конкурса, а в том, что руководство этой фирмы тоже решило проявить «патриотизм» и не ссориться с боссами Boeing. Очевидно, достигнута договоренность о дележе рынков. Northrop Grumman не участвует в программе KC-X, а Boeing не ставит Northrop Grumman палки в колеса при реализации какой-либо другой дорогостоящей программы Пентагона, например, по ударным беспилотным самолетам (см. журнал «Национальная оборона» №2/2011).
Вслед за Northrop Grumman от участия в тендере отказался концерн EADS. А это уже было крайне невыгодно для Boeing. Сделку, достигнутую на безальтернативной основе, законодатели могли заблокировать, а то и вовсе отменить, как нарушающую антитрестовское законодательство.
Вот почему был сделан ход конем, придавший всей этой истории детективный характер. Юрист американской фирмы Luce, Forward, Hamilton & Scripps Джон Киркленд неожиданно выступил с заявлением о том, что в тендере якобы намерена принять участие российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) с самолетом Ил-98. Более того, ОАК намерена создать с американскими фирмами совместное предприятие United Aircraft Corporation America (UACA). Однако все это оказалось блефом г-на Киркленда.
|
Вскоре стало известно, что в состязание за $35 млрд. включается украинский Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова в кооперации с небольшой калифорнийской компанией US Aerospace. Украинские авиастроители предложили ВВС США сразу три варианта летающих танкеров на базе транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», Ан-122 и Ан-112. Предложение не столь уж авантюрное, как кажется на первый взгляд. «Русланы», например, хорошо знакомы американским военным. Они весьма часто привлекают Ан-124 авиакомпаний «Волга-Днепр» и «Полет» для доставки тяжелых военных грузов в Ирак, Афганистан и другие точки планеты, где развернуты американские войска. И эти машины пользуются высокой репутацией среди специалистов ВВС США. Но «Руслан» не вписывался в относительно скромные размеры будущего KC-X. Поэтому антоновцы вместе с US Aerospace, в конце концов, выдвинули на конкурс Ан-112, который создается с использованием многих элементов перспективного самолета Ан-70 и способен перекачивать свыше 6 тыс. литров топлива в минуту. Они сделали привлекательной и цену проекта – около $29,5 млрд., что значительно меньше, чем у конкурентов.
Явно опасаясь быть подвергнутыми критике за безынициативность, руководители EADS дрогнули и решили принять участие в тендере, попросив лишь перенести сроки подачи заявок. Им пошли навстречу. Короче, хитроумный план по выдвижению мнимых или заведомо непроходимых в финал конкурентов сработал и заставил западноевропейский концерн снова включиться в игру.
Заявки на участие в тендере должны были быть поданы в штаб-квартиру комиссии по программе KC-X, которая располагается на территории авиабазы ВВС США Райт-Паттерсон в штате Огайо, 9 июля 2010 г. не позднее 14.00. Представители EADS оказались там первыми, доставив предложения концерна за сутки до обозначенного срока. Документы Boeing прибыли на место 9 июля 2010 г. в 9.00. А вот курьер US Aerospace, прибывший к воротам авиабазы в 13.30 того же дня, сначала был задержан на проходной военного объекта, а затем еще и поплутал по территории базы. Сдал он заявку, согласно росписи представителя штаб-квартиры комиссии, в 14.05, то есть с опозданием на пять минут. Что и послужило поводом снятия консорциума US Aerospace/«Антонов» с конкурса. Пресс-секретарь Пентагона Джефф Морелл заявил: «Я не знаю точной хронологии прибытия представителя US Aerospace, но он, очевидно, опоздал. У нас есть четкие правила, которые запрещают нам рассматривать заявки, поступившие после назначенного срока. Это тендер на $30-40 млрд., а не школьное расписание. Срок исполнения здесь важен».
В тендере 2008 г. победу одержал самолет-заправщик КС-45 консорциума EADS/Northrop Grumman. |
Прототип КС-45 в полете. |
Компания US Aerospace направила в Главное контрольное управление США протест на отказ Пентагона рассматривать заявку консорциума. Но эта попытка вернуться в число участников конкурса не увенчалась успехом.
О перипетиях дела US Aerospace/«Антонов» быстро забыли, когда стало известно о новом скандале. Как выяснилось, один из сотрудников комиссии программы KC-X «случайно» направил в EADS документы по конкурсу Boeing, а американской корпорации – документы европейского концерна. Мотив такого поступка он объяснить не смог. Но сразу же после этого события участники тендера понизили стоимость предложений в своих окончательных заявках. Как сейчас очевидно, Boeing эту «коррекцию» произвел более успешно. Стоимость предложения американской корпорации составила $20,6 млрд., а западноевропейского концерна – $22,6 млрд. Правда, с учетом послепродажного обслуживания разница составила не $2 млрд., а всего $330 млн., то есть 1% от общей суммы сделки.
Летающий танкер Boeing KC-767 ВВС Италии заправляет американский тяжелый бомбардировщик В-52Н. Такие же самолеты-заправщики состоят на вооружении и ВВС Сил самообороны Японии. |
Прототип вертолета AAS-72X, который EADS собирается выставить в 2011 г. на тендер для армии США. |
Объявление результатов тендера должно было прозвучать 12 ноября прошлого года. Но этого не произошло. Почему? В Вашингтоне ждали финала другого конкурса, который проводился в Москве. Речь идет о тендере по приобретению универсальных десантных кораблей Министерством обороны РФ. Известно, что американская администрация резко негативно отнеслась к намерению Парижа продать России УДК типа Mistral. И не потому, что они представляют какую-то угрозу Соединенным Штатам и их союзникам по НАТО. Такая сделка, по мнению американских политических и военных деятелей, нарушает если не букву, то дух Атлантической хартии, которая предписывает все решения принимать на консенсусной основе. Ряд же прибалтийских и черноморских государств Североатлантического альянса выступают, обосновано или нет – это другой вопрос, резко против контракта по УДК Mistral. И в позиции Парижа Вашингтон усмотрел опасный «бунт на корабле». А всякие бунтовщики подлежат наказанию. Вот почему, когда в конце декабря объявили о победе Mistral в российском тендере, стало ясно, что шансы EADS в конкурсе по KC-X обнулились. Так, Франция выиграла 1,5 млрд. евро на десантных кораблях и потеряла как минимум $35 млрд., а то и все $200 млрд. на летающих танкерах. Ведь главные сборочные предприятия западноевропейского аэрокосмического концерна находятся в Тулузе, и на них пришлась бы львиная доля заокеанского золотого дождя.
Руководители EADS принялись утверждать, будто утрата американского контракта – не бог весть какая потеря. Дескать, концерн отыграет деньги на поставках KC-45 другим странам: ВВС Австралии (5 машин), Великобритании (14 самолетов), Саудовской Аравии (7 заправщиков) и Объединенных Арабских Эмиратов (3 летающих танкера). Но это всего лишь хорошая мина при плохой игре. Согласитесь, 29 самолетов против 179 – компенсация только моральная. Да, могут быть и другие контракты, но все равно они не идут ни в какое сравнение с упущенным американским.
«Методы, которые используют США, направлены против их европейских партнеров, – сказал после оглашения результатов конкурса 24 февраля французский президент Николя Саркози. – Такие методы не хороши и для самих Соединенных Штатов, великой и лидирующей нации, с которой мы находимся в прекрасных отношениях. Если США хотят участвовать в борьбе с протекционизмом, то в первую очередь они не должны подавать примеры протекционизма». Но в Вашингтоне французского лидера явно не захотели слышать. «Корпорация Boeing одержала чистую победу», – заявил министр ВВС США Майкл Донли. Ему вторит заместитель министра обороны США Уильям Линн, который утверждает, что «тендер был открытым и прозрачным, так что причин для подачи протеста нет». Бессмысленность оспаривания результатов конкурса в EADS поняли. «Мы уступаем дорогу», – констатировал глава североамериканского подразделения западноевропейского концерна Ральф Кросби, дав понять, что теперь EADS сосредоточится на других возможных американских оборонных заказах.
Так КС-46А будут заправлять истребители F-22 Raptor. |
А в США на кону – новый приз. В конце апреля – начале мая Пентагон планирует провести тендер на поставки армии США 500 легких разведывательных вертолетов AAS (Armed Aerial Scout), которые должна прийти на смену винтокрылым машинам OH-58D Kiowa Warrior. Стоимость программы – от 6 до 8 млрд. евро, а с учетом послепродажного обслуживания – 10 млрд. евро. Компания Eurocopter – вертолетостроительное подразделение EADS – рассчитывает на успех своего AAS-72X, прототип которого совершил первый полет в декабре прошлого года. Но это может случиться лишь в том случае, если Вашингтон «простит» Париж за сделку с Mistral. В противном случае шансов на победу в вертолетном тендере – никаких.