Противоракетный «Стандарт»: испытания продолжаются
Ведущая роль в работах по созданию SM-3 Block 2А отведена американской компании Raytheon и японской Mitsubishi Heavy Industries.

В последние месяцы 2018 г. в США заметно возрос темп испытаний противоракеты SM-3 Block 2A. 26 октября ракета, запущенная с эсминца John Paul Jones, перехватила баллистическую ракету средней дальности. 10 декабря, стартовав с размещенного на острове Кауаи полигонного комплекса Aegis Ashore, перехватила баллистическую ракету промежуточной дальности.

Владимир КОРОВИН

Разработка ракеты SM-3 Block 2А ведется уже полтора десятилетия, с декабря 2004 г., когда США и Япония подписали соответствующее соглашение. Исходя из начальных предложений, основным внешним отличием новой ракеты от предшествующих вариантов SM-3 должен был стать одинаковый по всей длине диаметр, составляющий 533 мм. Именно это позволяло сохранить всю инфраструктуру, созданную для обслуживания SM-3, в том числе установки вертикального пуска Mk 41, и, следовательно, обойтись на данном этапе развертывания систем ПРО без создания специальных пусковых установок и кораблей-носителей.

Исходя из этого, ракету также было решено оснастить минимальными по размерам аэродинамическими поверхностями.

Макеты ракет SM-3 и SM-6 перед предприятием в Хантсвилле.

Другим существенным отличием SM-3 Block 2А должно было стать оснащение более тяжелой и крупноразмерной ступенью перехвата с усовершенствованной ИК-ГСН, аппаратурой с увеличенными возможностями по селекции ложных целей и более эффективной двигательной установкой управления, позволяющей вдвое-втрое увеличить ее маневренные возможности на завершающих этапах перехвата. Новым элементом ракеты должен был стать и створчатый носовой обтекатель, позволявший обойтись без выполнения дополнительного маневра, связанного с отворотом продольной оси ракеты от направления на цель.

Ступень перехвата противоракеты.

По предварительным оценкам, принятые решения позволили использовать в составе SM-3 Block 2А разгонно-маршевый двигатель больших размеров, который мог обеспечить прирост ее конечной скорости на 45-60%, или до 4,3-5,6 км/с (поэтому на начальных этапах работ этот вариант ракеты также называли «высокоскоростным» – High Velocity). В дальнейшем оценки конечной скорости ракеты обычно не превышали 4- 4,5 км/с.

Подобная скорость позволяла рассчитывать на то, что SM-3 Block 2А смогут перехватывать баллистические ракеты на восходящем (до начала разведения боеголовок) и нисходящем участках траектории, на дальностях до 1000 км и высотах 70-500 км. В свою очередь, увеличение размеров ракеты привело к ее утяжелению почти в полтора раза (по оценкам, до 2-2,3 т) и необходимости принятия ряда решений по ее адаптации на кораблях-носителях.

Полная стоимость разработки этой ракеты оценивалась в $3,1 млрд. (а стоимость ее первых образцов – $37 млн.).

Отработка SM-3 Block 2А на полигоне Уайт Сэндс 6 июня 2015 г.

Ракета SM-3 Block 2A в сборочном цехе.

Ведущая роль в работах по созданию SM-3 Block 2А была отведена американской компании Raytheon и японской Mitsubishi Heavy Industries. Последней было поручено выполнить разработку створчатого носового обтекателя, двигательных установок второй и третьей ступеней, усовершенствованной ГСН и конструкции самонаводящейся боевой ступени. Raytheon занималась созданием боевой ступени, а еще одна американская фирма Aerojet разрабатывала первую ступень ракеты на основе твердотопливного двигателя Mk 72, используемого всеми вариантами SM-3.

Размещение ракеты SM-3 в корабельной УВП Mk 41.

По планам, первый пуск SM-3 Block 2А намечалось выполнить в июле 2014 г., и в случае успешного хода испытаний оперативное развертывание этих противоракет могло начаться в 2015 г., а полномасштабное – в 2018 г. Серийное изготовление ракет планировалось осуществлять на предприятии в Хантсвилле, неподалеку от Арсенала Редстоун. Однако в сентябре 2011 г. появились сообщения о задержках в этих работах на срок до двух лет из-за необходимости проведения дополнительных испытаний ступени перехвата.

В конце октября 2013 г. состоялась защита проекта противоракеты. Немалую роль в этом успехе сыграло то, что 24 октября 2013 г. на полигоне Уайт Сэндс состоялся первый испытательный пуск SM-3 Block 2A. Интересно, что официальное сообщение о нем появилось лишь в начале апреля 2014 г., после того как японский кабинет министров объявил об отказе от политики запрета на экспорт оружия и военных технологий, действовавшей около 40 лет. Подобное заявление избавило фирму Mitsubishi от возможных политических скандалов.

Как сообщил директор программы Митч Стевисон, «испытание SM-3 Block 2A показало, что заметно потяжелевшая ракета может быть безопасно запущена с использованием существующего стартового двигателя Mk 72 из вертикальной пусковой установки Mk 41, которая будет использоваться для запуска ракеты с корабля и на берегу».

Проанализировав полученные результаты, 13 марта 2014 г. представители Raytheon сообщили, что фирма готовит предложение в Агентство по ПРО о начале изготовления первой серии из 22 ракет SM-3 Block 2A до выполнения первого полномасштабного летного испытания, намеченного на первый квартал 2015 г.

Перехват ракеты-мишени в ходе испытаний FTM-45.

Тогда же, подкрепляя это предложение, Raytheon распространила информацию о вводе в строй нового автоматизированного испытательного комплекса площадью 6,5 тыс. кв. м, расположенного неподалеку от Арсенала Редстоун, где годом ранее на заводе Raytheon началось производство ракет SM-3 Block 1В и SM-6. Как было отмечено, создание этого центра позволит «увеличить пропускную способность завода на 30%».

Вслед за этим Raytheon сообщила о начале расширения своего завода в Туксоне, где с 2002 г. изготавливаются боевые ступени противоракет SM-3 и GBI. При этом намечалось увеличение почти на 600 кв. м размеров особо чистых помещений, где выполняются наиболее ответственные сборочные операции. Сообщая об этом, Вик Вагнер, руководитель отделения Raytheon, занимающегося перспективными средствами кинетического поражения, отметил, что «чистота является ключом к успеху, потому что оптика и датчики самонаводящихся боевых ступеней должны быть абсолютно чистыми. Нам приходится решать гораздо более сложную задачу, чем изготовителям чипов – они защищают от пыли плоские пластины, а нам следует обеспечивать чистоту трехмерных объектов. На заводе создана уникальная инфраструктура, здесь имеются помещения трех уровней чистоты, в которых находятся датчики, измеряющие давление воздуха, влажность и количество в нем частиц пыли. За состоянием помещений ведется постоянный контроль, осуществляется их очистка с помощью различных средств, в том числе и спиртовых салфеток, а в некоторых лабораториях стоят насосы, заменяющие воздух каждые 27 секунд. Соответствующую обработку проходят все инструменты, с помощью которых ведется сборка».

Первая попытка перехвата баллистической цели с помощью SM-3 Block 2A состоялась 3 февраля 2017 г. (на два с половиной года позже, чем ожидалось на начальных этапах работ). Испытание, названное SFTM-01, оказалось успешным, завершившись прямым попаданием в баллистическую ракету с дальностью действия 1000-3000 км.

Напротив, два последующих испытания – SFTM-02 (21 июня 2017 г.) и FTM-29 (31 января 2018 г.) – оказались неудачными. В первом, выполненном с эсминца John Paul Jones, оснащенного системой Aegis 5.1, – из-за ошибки оператора, во втором, выполненном с размещенного на острове Кауаи полигонного образца Aegis Ashore, – из-за отказа системы запуска двигателя третьей ступени.

Две неудачи, обошедшиеся в несколько сотен миллионов долларов, заметно повысили ценность следующих испытаний, получивших обозначение FTM-45 и FTI-03. Тем не менее уже первое из них, состоявшееся 26 октября 2018 г., оказалось успешным. Ракета-мишень, имитировавшая баллистическую ракету с дальностью действия 1000-3000 км, была поражена.

Старт ракеты SM-3 Block 2А в ходе испытаний FTM-45 26 октября 2018 г.

Еще через полтора месяца, 10 декабря, ракета SM-3 Block 2A в процессе одного пуска преодолела сразу несколько рубежей. Во-первых, после старта из пусковой установки полигонного комплекса Aegis Ashore на острове Кауаи был осуществлен первый успешный перехват ракеты-мишени, имитировавшей баллистическую ракету с дальностью действия 3000-5500 км. Во-вторых, это был первый перехват, в процессе которого использовались данные от находившейся на некотором удалении РЛС AN/TPY-2, а не от радара системы Aegis Ashore.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS