Демонстрация прототипа китайского самолета пятого поколения, случившаяся 11 января в городе Чэнду, центре китайского боевого авиастроения, наделало много шума. Шутка ли, КНР, которая как уверяют эксперты, не обладает целым рядом ключевых технологий в области создания современных боевых авиакомплексов, внезапно вступила в суперэлитарный клуб стран, уже создавших истребитель будущего, который до начала этого года состоял всего из двух членов – США и России. |
Начало летных испытаний было обставлено очень по-китайски. Сперва, в качестве затравки, в интернете появились первые якобы шпионские фотографии новой машины очень плохого качества. Затем, после полета, в сеть выложили большое количеств изображений, на которых китайскую новинку уже можно подробно рассмотреть. Они также преподносились, как «шпионские», однако нет никакого сомнения в том, что это вполне официально санкционированный соответствующими ведомствами КНР «слив» важной информации. Вместе с тем, какие-либо официальные данные о ТТХ нового самолета отсутствуют, поэтому знатокам и любителям авиации остается только строить предположения на основе имеющихся фотографий. Толком не ясно даже, как называется самолет. Известно несколько его обозначений и громких имен, вроде «Черного орла». Наиболее распространенное обозначение новой машины – J-20.
О том, что Китай работает над созданием собственного самолета пятого поколения, известно уже не менее 10 лет. В конце 2009 г. было сделано официальное заявление, подтверждавшее проведение НИОКР в этом направлении. И вот, в начале 2011 г. самолет поднят в воздух. Важно отметить, что информация о первом полете J-20 была распространена в момент пребывания в Пекине министра обороны США Роберта Гейтса.
Во внешности нового китайского самолета можно обнаружить общие черты и с F-22, и с ПАК ФА, и c F-35. Говорить о том, что в Китае скопировали свой самолет с известных фотографий российской и американских машин в данном случае вряд ли уместно. Как правило, самолеты одного поколения имеют очень много общего во внешности. К тому же по аэродинамической схеме J-20 не похож на своих собратьев по поколению. Он построен по схеме «утка» с задним размещением крыла и цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ЦПГО). По габаритам J-20 крупнее F-22 и ПАК ФА. По всей видимости, он примерно на 5 метров длиннее и на несколько тонн тяжелее.
Вместе с тем, очевидно, что китайские разработчики тщательно изучали и перенимали зарубежный опыт. Причем некоторые особенности конструкции J-20 свидетельствуют о том, что особое внимание они уделили так и не реализованному в серийном производстве проекту многофункционального фронтового истребителя РСК «МиГ» 1.44, также построенного по схеме «утка» с применением ЦПГО. Но, повторимся, J-20 не является прямой копией какого-либо зарубежного образца. Это самостоятельная разработка китайских инженеров, выполненная под решение конкретных задач, поставленных перед авиастроителями военными.
Рисунок Андрея Жирнова. |
В первый полет машина отправилась окрашенной, поэтому оценить объем использованных в конструкции композитных материалов не представляется возможным. Естественно, что на этапе начала летных испытаний на J-20 не установлена и большая часть бортовой электроники, необходимой современному боевому самолету. Насколько Китай продвинулся в деле создания современных локаторов с активной фазированной решеткой неизвестно, хотя такие работы, конечно, ведутся. В связи с первым полетом J-20 некоторые эксперты упоминают РЛС с АФАР Тип 1475. Однако за пределами расположенного в Нанкине НИИ электронных технологий, где разрабатывается этот радар, вряд ли кто-то имеет реальное представление о степени готовности и характеристиках упомянутого изделия. Скорее всего, до появления работоспособной китайской БРЛС с АФАР, отвечающей требованиям пятого поколения, пройдет еще не один год.
Среди очевидных успехов китайского ОПК, продемонстрированных на примере J-20, можно отметить наличие на самолете беспереплетного фонаря кабины пилота. Этот элемент конструкции считается важным для машины пятого поколения, поскольку способствует снижению радиолокационной заметности. На F-22 и F-35 также установлены беспереплетные фонари, в России же эту технологию пока не освоили.
Весьма любопытным представляется вопрос о том, с какими двигателями полетел J-20. Предположений на этот счет есть два: либо на китайском самолете установлена пара российских «изделий 117С», либо – один из вариантов WS-10 китайского производства. В пользу первого варианта высказывались некоторые зарубежные специалисты, однако его почти со стопроцентной уверенностью можно отбросить. Продажа КНР «изделий 117С» возможна только действительно большой партией, но о таких крупных контрактах обычно становится известно СМИ. А на сегодня какая-либо информация о поставках Китаю двигателей этого типа отсутствует. Значит, J-20 взлетел на китайских двигателях из семейства WS-10. Они созданы «по мотивам» отечественных АЛ-31Ф и частично собираются из поставляющихся из России запчастей, однако как по паспортным характеристикам, так и по ресурсу уступают современным российским образцам. Как уже писал журнал «Национальная оборона», для доведения до ума ТРДД семейства WS-10 Китаю потребуется еще не мене 5 лет.
Створки отсека для вооружения не просматриваются. |
Сообщалось, что накануне взлета J-20 председатель КНР Ху Цзиньтао наградил руководителя группы разработчиков двигателя WS-10G, оснащенного цифровой системой управления FADEC. Считается, что именно этот двигатель предназначен для китайского самолета пятого поколения.
Интересно отметить также, что на фотографиях у стоящего J-20 сопла двигателей выглядят совсем не так, как у летящего. Это, по всей видимости, свидетельствует либо о том, что после выкатки и пробных пробежек по аэродрому в декабре прошлого года силовая установка на самолете была заменена, либо о том, что нам показали два разных прототипа.
На фотографиях J-20 снизу совершенно не просматриваются створки внутреннего отсека вооружения. То ли на прототипе они вовсе отсутствуют, то ли китайские «споттеры в штатском» посчитали нужным заретушировать их перед публикацией изображений – не ясно. Но как бы то ни было, в средней части самолета имеется достаточно большое пространство для размещения крупных авиационных средств поражения, в частности дальнобойных ракет класса «воздух-поверхность». Относительно большие габариты J-20 и, соответственно, наличие места для размещения тяжелых ракет на внутрифюзеляжной подвеске, возможно, свидетельствуют о том, что эта машина видится китайским военным в первую очередь в роли ударного самолета, маневренные и скоростные характеристики которого могут быть до некоторой степени принесены в жертву способностям поражать важные сухопутные объекты и крупные надводные цели.
Беспереплетный фонарь, индикатор прямой видимости в кабине – внешне у J-20 все так, как и должно быть у самолета пятого поколения. |
В целом, китайское авиастроение пока находится в самом начале пути создания национального самолета пятого поколения. До того, как машина появится на вооружении ВВС НОАК, пройдет никак не меньше 10 лет.
Напомним, что в соответствии с российской программой создания ПАК ФА, установочная партия должна быть готова в 2013 г., а поставки в войска начаться в 2015-м. Другими словами, российский истребитель пятого поколения появится на рынке раньше китайского конкурента, что, естественно, играет на руку России как одному из крупнейших экспортеров боевой авиационной техники. Вместе с тем, учитывая неоспоримые успехи Китая в авиастроении, надо понимать, что запас по времени у отечественного авиастроения довольно ограниченный. Поэтому запаздывание в реализации программы ПАК ФА в перспективе грозит серьезными потерями на рынке и общим ослаблением оборонного потенциала страны. В последние годы АХК «Сухой» под руководством Михаила Погосяна демонстрирует весьма заметные успехи в создании и продвижении на рынок новых образцов авиатехники. Поэтому, по всей видимости, нам удастся сохранить комфортный временной зазор с КНР в области создания самолета пятого поколения. Но расслабляться в такой обстановке недопустимо.