Холодильное оборудование особого назначения
Главному разработчику отечественной холодильной техники – 65 лет

Стенд для испытания холодильных машин на «крен-дифферент».

Холодильное оборудование и основанная на нем техника низких температур применяются сегодня во всех без исключения отраслях хозяйства страны, от бытовой техники до атомных, оборонных и ракетно-космических комплексов.

Выполнение практически всех государственных программ, развитие инфраструктуры страны и обеспечение национальной безопасности в продовольственном, военном и космическом направлениях связано с обязательным применением и развитием техники низких температур.

Роман Владимирович ПАВЛОВ – исполняющий обязанности начальника ЦКБ ХМ – 1950 г., директор ВНИИхолодмаш в 1965-1970 гг.

Александр Васильевич БЫКОВ – директор ВНИИхолодмаш в 1970-1992 гг.

 

Читателям старшего и среднего поколения нетрудно будет вспомнить советский бытовой холодильник «Саратов» или фундаментальный «ЗиЛ», но об истории промышленных разработок холодильной техники нам мало что известно. В развитии этой области машиностроения основополагающую роль играет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ».

В 1950 г. приказом Министерства промышленности и приборостроения СССР было организовано Центральное конструкторское бюро холодильного машиностроения (ЦКБ ХМ) – предшественник ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» За годы своей работы институтом совместно с заводами отрасли были созданы пять поколений поршневых компрессоров с их базовой градацией, различающихся по ходу поршня, диаметру и числу цилиндров, скорости вращения и исполнения. Среди разработок института – ротационные многопластинчатые поджимающие компрессоры для низкотемпературных установок большой производительности, испытательных компрессоров и рефрижераторов судов, а также три поколения винтовых компрессоров в аммиачном и фреоновом исполнении. Два поколения теплоиспользующих абсорбционных бромисто-литиевых холодильных машин. Три поколения холодильных фреоновых машин с центробежными компрессорами, холодильных аммиачных и пропановых турбоагрегатов.

Особое внимание в институте всегда уделялось созданию холодильного оборудования для оборонных нужд государства. Как известно, без применения искусственного регулируемого холода военная техника не видит, не слышит и не стреляет. Разработки института обеспечивали все запросы военных заказчиков.

Игорь Константинович САВИЦКИЙ – генеральный директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» в 1992-2002 гг.

Олег Михайлович ТАГАНЦЕВ – генеральный директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» в 2002-2011 гг.

Александр Сергеевич ЛЮБИМЦЕВ – генеральный директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» с 2011 г. по настоящее время.

 

За создание нескольких поколений систем термостатирования специального назначения ВНИИхолодмаш в 1981 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1994 г. институт становится холдинговой компанией ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ».

По словам Олега Таганцева, первого заместителя генерального директора ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», сегодня опыт сотрудников и техническая оснащенность института позволяют эффективно решать самые сложные и нестандартные задачи в различных областях применения искусственного холода.

Особенно следует отметить создание в поселке Калининец Наро-Фоминского района собственного завода по производству холодильных машин, имеющего испытательный центр, позволяющий производить их всесторонние испытания, в том числе и по специальным параметрам.

НА СЛУЖБЕ У ФЛОТА

Давние рабочие отношения связывают ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» и Военно-морской флот России. Являясь ведущим научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом в отрасли холодильного машиностроения, начиная с 1960-х гг., ВНИИхолодмаш разработал и внедрил в серийное производство все типы холодильного оборудования, используемого на надводных и подводных кораблях ВМФ. Техника, которую разрабатывает институт, – особая. Это оборудование первой категории, обеспечивающее жизнеспособность корабля, поэтому и требования к ней повышенные.

За последние два года было разработано и налажено серийное производство трех новых холодильных машин для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ РФ: МХ-0,35, МХ-0,35К и 2МХМВ300-01.

Машина холодильная МХ-0,35 предназначена для использования в системе кондиционирования воздуха в многоцелевых атомных подводных лодках четвертого поколения. Серийные машины уже поставлены в ОАО «ПО «Севмаш», где ведется строительство субмарин.

Машина холодильная турбокомпрессорная морская МХ-0,35КТ.

Еще одна завершенная разработка – машина холодильная МХ-0,35К, предназначенная для использования на многоцелевых фрегатах и разведывательных кораблях, строительство которых идет на АО «СЗ «Северная верфь».

Кроме того, среди серийных новинок следует отметить машину холодильную морскую винтовую 2МХМВ300-01. Эти машины поставляются АО «ПСЗ «Янтарь».

Задача для конструкторов института – создание холодильных машин из комплектующих российского производства.

Например, машина холодильная морская МХМ-150 на 98% – российская. «Есть задача по импортозамещению, и мы ее решаем, – рассказывает Мария Агафонкина, заместитель начальника отдела холодильных машин с компрессорами объемного действия. – У нас выигрышная позиция – мы сохранили все технологии компрессоростроения и машиностроения и можем их создавать».

Сейчас интситут активно разрабатывает линейку морских холодильных винтовых машин двойного назначения холодопроизводительностью 80, 150, 300, 500, 1000 и 2000 кВт в рамках единого ТУ для надводного флота.

«Мы приступаем к испытаниям опытных образцов морских холодильных винтовых машин нашей разработки для Военно-морского флота, – рассказывает Денис Кривцов, заместитель директора по инжинирингу. – Скоро холодильные машины 2МХМВ80-11-1 и 2МХМВ300-11-1 пройдут государственные приемочные испытания.

Еще одна разработка – создание модификации машины МХ-0,35К, получившей обозначение МХ-0,35КТ. Данный проект разрабатывается совместно с ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Машины планируется поставить на АО «ПСЗ «Янтарь». Отличием данной машины является наличие дополнительного теплообменника «забортная вода – хладоноситель». При низких температурах забортной воды хладоноситель охлаждается непосредственно забортной водой. При этом компрессор холодильной машины не работает, а поддержание необходимой температуры для потребителя происходит в автоматическом режиме. Данное решение позволяет существенно снизить энергопотребление и повысить ресурс работы машины. Такие холодильные машины будут работать на десантном корабле.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Особо важной является задача по созданию центробежного безмаслянного компрессора. «Приоритет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – создание модельного ряда холодильных установок, базовым элементом которого является компрессор собственной разработки», – рассказывает Денис Кривцов.

Среди перспективных и уникальных разработок, которые ведет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», – работа над турбокомпрессором специального назначения на газодинамических подшипниках, предназначенного для замены импортного компрессора.

Машина холодильная морская винтовая МХМВ150-11-1.

Идея создания этого турбокомпрессора возникла в 1990-х гг. До этого времени такие подшипники применялись в авиации. Институт начал разработку аналога для кораблей ВМФ. Опытный образец – маленький компрессор на 32 киловатта холода – был сделан по заказу ОАО «СПМБМ «МАЛАХИТ» и признан успешным. Затем был создан макетный, а затем и опытный образец турбокомпрессора на 350 киловатт холода.

«Процесс создания был трудоемким: кроме газодинамических подшипников впервые был применен синхронный двигатель с постоянными магнитами, – рассказывает Денис Можаев, директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» по инжинирингу. – Таких конструкций до нас не создавал никто, хотя, когда мы занялись получением патента на изобретение, выяснилось, что все технологии были известны еще в середине ХХ века. Но никому не приходило в голову соединить все в одно целое. А наши инженеры с успехом воплотили эту идею в жизнь».

Сейчас, рассказал Денис Можаев, проводятся ресурсные испытания турбокомпрессора в составе холодильной машины МХ-0,35.

«Также, – добавил Денис Кривцов, – мы полностью освоили производство систем управления для холодильных машин, в которых используются только отечественные комплектующие с приемкой ВП».

Сегодня институт вносит огромный вклад в развитие холодильной промышленности нашей страны: построен завод, ведутся новые разработки.

Итак, ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – 65 лет. История института – это история развития холодильной отрасли на фоне развития государства и смены эпох. Она началась в одной стране, а продолжается в совершенно другой. Но, пройдя через перестройку и бурные 90-е, институт не развалился, как сотни других, когда-то значительных НИИ, а только переехал – немного подальше от Кремля. И вот уже новые мощности, новые программы и новые изделия. Но главное, что в активе холдинга прекрасные инженеры и управленцы, с которыми и в следующие 65 лет – не страшно.

 

Основные вехи в разработке холодильного оборудования

* Конец 1950-х гг. – холодильные установки для транспортных рефрижераторов «Сибирь» и «Актюбинск»;

* Начало 1960-х гг. – холодильная установка для больших морозильных траулеров на базе блок-картерных двухступенчатых компрессоров ДАУ-80;

* Начало 1970-х гг. – крупнейшая холодильная установка общей рабочей холодопроизводительностью 6400 кВт для уникальной плавбазы «Восток» на основе ротационных компрессоров РАБ-300С и поршневых АУУ-400;

* Середина 1970-х гг. – первая отечественная холодильная установка на R22 общей холодопроизводительностью 700 кВт с шестью винтовыми компрессорами 5ВХ350/5ФС с системой непосредственного охлаждения всех аппаратов-потребителей холода и насосной схемой подачи хладагента в морозильные аппараты для большого автономного траулера типа «Горизонт»;

* 1980-е гг. – высоко- и низкотемпературные винтовые компрессорно-конденсатные агрегаты типов 21АК100 и 21АК50 и холодильная машина 21МКТ100;

* С конца 1970-х по 1990-е гг. – широкая номенклатура полностью автоматизированных моноблочных холодильных машин типа МХМВ холодопроизводительностью от 73 до 290 кВт на базе винтовых компрессорных агрегатов на R22 для использования в системах кондиционирования воздуха и термостатирования на судах Военно-морского флота. Эти холодильные машины пришли на смену предыдущему поколению машин;

* 1998 г. – разработана и изготовлена на опытном производстве института установка для охлаждения блока полезного груза для международной программы «Морской старт».

Начало XXI века

* Создание ряда полностью автоматизированных холодильных машин типа СМКТ холодопроизводительностью от 50 до 250 кВт для использования в системах кондиционирования наземных объектов на базе винтовых компрессорных агрегатов;

* Создание опытного образца безмасляного турбокомпрессора холодопроизводительностью 350 кВт на газодинамических подшипниках для турбокомпрессорной холодильной машины на озонобезопасном холодильном агенте;

* Разработка и создание холодильного оборудования с малой заправкой аммиака;

* Разработка модельного ряда винтовых холодильных машин холодопроизводительностью 80, 150, 300, 500, 1000, 2000 кВт с использованием озонобезопасного холодильного агента;

* Производство систем управления собственной разработки на отечественной комплектации;

* Создание испытательной базы для проведения испытаний холодильных машин холодопроизводительностью до 650 кВт с любыми хладагентами.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS