«Пролетарский завод» обретает второе дыхание
Cлияние с ОАО «ОСК» открывает для завода новые возможности

Председатель правительства РФ В.В. Путин во время посещения «Пролетарского завода».

Пущенный в 1826 г. в Санкт-Петербурге Александровский завод (ныне – ОАО «Пролетарский завод») приобрел славу «живителя российских мануфактур». Этот высокий статус был заслуженным. В мастерских предприятия изготавливались паровые машины, плющильные, сверлильные и другие обрабатывающие станки. При нем действовала и судоверфь, на которой строились первые в стране пароходы. Впрочем, слово «первые» применимо ко многим образцам продукции предприятия. Именно в цехах Александровского завода, например, в 1843 г. впервые в России наладили выпуск паровозов. Многие годы завод продолжал поставки локомотивов и вагонов для российских железных дорог.

Арам АРУТЮНЯН

Нельзя не сказать и о том, что Александровский завод – колыбель отечественного подводного кораблестроения. На его верфи по проекту генерал-адъютанта Карла Шильдера в 1834 г. была построена первая российская металлическая подводная лодка водоизмещением 16,4 т. Здесь же построили и вторую подводную лодку Шильдера, чуть меньших размеров. Эти корабли значительно обогнали свое время и тогда не получили развития. Но они, безусловно, стали первыми шагами к современным подводным атомоходам.

Арам Альбертович АРУТЮНЯН – генеральный директор ОАО «Пролетарский завод»

Прославились александровцы и выпуском уникальной гражданской продукции. Великолепный металлический декор для Александринского театра, Зимнего дворца, Арки Главного штаба, Нарвских и Московских ворот, Смольного, Преображенского и Троицкого соборов созданы мастерами завода. 

7 ноября 1922 г. завод переименовали в «Пролетарский». Он стал основной базой ремонта отечественного подвижного состава. Во время Великой Отечественной войны предприятие перешло на выпуск военной продукции, а в послевоенные годы началось производство магистральных тепловозов.

В 1964 г. «Пролетарский завод» перепрофилировали на выпуск судовых механизмов. С тех пор он неразрывно связан с отечественным судостроением. А после объединения с заводом «Экономайзер» в 1974 г. начал выпускать также оборудование энергетического машиностроения.

Сегодня на «Пролетарском заводе» создаются корабельные механизмы, системы и комплексы, в ряде случаев не имеющие аналогов в отечественной практике. Предприятие производит аэрофинишеры для авианесущих кораблей, комплексы транспортировки вертолетов по палубе, ряд устройств для глубоководной техники, мощные судовые электрогидравлические краны большой грузоподъемности, палубные механизмы и многое другое.

Совместно с ЦНИИ судового машиностроения – ведущим проектантом изделий, выпускаемых заводом, – постоянно создается разнообразная конкурентоспособная продукция. Судовое оборудование предприятия поставляется для российских военных и гражданских судов, включая авианесущие крейсеры, атомные подводные ракетоносцы, супертанкеры. Существенен и портфель экспортных заказов для ВМС Индии и Китая, поставки которым осуществляются при участии ОАО «Рособоронэкспорт».

Значителен вклад предприятия в развитие большой и малой энергетики. Наличие собственного Специализированного конструкторского бюро энергетического машиностроения и хорошо оснащенной производственной базы позволяет выпускать современную и высокотехнологичную продукцию для многих энергетических объектов России и зарубежья.

Панорама Александровского завода. 1840-е годы.

Сегодня «Пролетарский завод» не останавливается на достигнутом, а продолжает успешно развиваться, модернизируя имеющиеся разработки и осваивая все новые производства в сфере энергетического машиностроения. К примеру, предприятие усовершенствовало свои разработки относительно питательных насосов, создав, как мы их называем, насосы четвертого поколения, поставляемые на действующие и строящиеся тепловые электростанции. В части расширения ассортимента продукции, предприятие ведет активную работу по разработке и поставке оборудования на атомные электростанции, а также для объектов нефтяной и газовой промышленности. Здесь можно отметить ряд выигранных тендеров на поставку насосных агрегатов на строящиеся атомные электростанции России, а также разработку и изготовление опытного образца центробежного нефтяного насоса для магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» по заказу ГК «Ростехнологии».

ОАО «Пролетарский завод» – активный участник федеральных целевых программ «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» и «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.», а также Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020). За высокие достижения в производстве судового и энергетического оборудования предприятие награждено орденом Октябрьской Революции. Участники создания новой техники удостоены Ленинской и трех Государственных премий СССР. Ряд работников предприятия получили высокие государственные награды и звания.

Подводная лодка К. Шильдера – родоначальница подводного флота России.

К сожалению, кризис 2008 г., затронувший всю банковскую систему, в том числе и кредитора «Пролетарского завода», нанес предприятию болезненный удар. Задолженность завода перешла к ГК «Агентство по страхованию вкладов», и с этого момента началась борьба за выживание и сохранение уникального предприятия. Выплатить сразу весь долг, практически равный годовому товарному выпуску завода, не представлялось возможным. Тем временем руководство завода искало пути финансового оздоровления, обращаясь в городские и федеральные органы исполнительной власти за помощью. И мы были услышаны.

Решением правительства контрольный пакет акций «Пролетарского завода» перешел ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Об этом заводчанам сообщил сам глава правительства В.В. Путин, посетивший наше предприятие 20 октября этого года.

В рамках рабочего посещения завода специалистами ОАО «ОСК» было проведено производственное совещание, на котором были обсуждены предложения по оперативному включению завода в технологический процесс материально-технического обеспечения предприятий судостроительной корпорации.

Спасательное буксирное судно с помощью грузового электрогидравлического крана КЭГ 80019С производства «Пролетарского завода» спускает на воду уникальный глубоководный аппарат «Консул», снабженный манипуляторным устройством, сделанном на «Пролетарском заводе».

Безусловно, слияние с ОАО «ОСК» открывает для завода новые возможности. Теперь он стал ближе к потребителям своей продукции и будет работать в единой корпоративной цепочке, позволяющей увеличить объем заказов. Другими словами, в год своего 185-летия «Пролетарский завод» обрел второе дыхание.

Редакция журнала «Национальная оборона» поздравляет коллектив ОАО «Пролетарский завод» с юбилеем и желает новых трудовых свершений на благо Родины и флота!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS